(выбивание зерен из колосьев) — одна из последних операций по обработке зрелого хлеба. Иногда М. предшествует искусственная сушка растений в особых помещениях — овинах или ригах, имеющая целью облегчить обмолот, а зерна и солому сделать более прочными при сохранении. Искусственная сушка, собственно, необходима только на С., где вслед за созреванием хлебов обыкновенно наступает ненастная погода, исключающая возможность сыромолота, т. е. М. только что сжатого, не вполне просохшего хлеба. Известно, что не только мокрый, но даже несколько влажный хлеб не вымолачивается чисто да и сохранение несушеной соломы в нашем сев. климате затруднительно. Наоборот, на Ю. и в средних черноземных губ. сыромолот принят везде; искусственная сушка благодаря ветреной погоде здесь не только совершенно излишня, но и невозможна по дороговизне топлива. Здесь хлеб сходит с поля настолько сухим, что допускает М. прямо на месте, тогда как на С. является необходимым устройство постоянного тока (см.) с особым навесом, чтобы предохранить солому и хлеб от случайностей погоды.


иболее обыкновенна, особенно в крестьянском быту, М. цепами. Для этого растения, связанные в снопы, настилаются на току длинной полосой толщиной примерно в 1/2 фт. (комлями наружу, чтобы меньше разбрасывалось зерен), старательно пробиваются цепом (см.), поворачиваются на другую сторону, снова пробиваются, затем развязываются, опять пробиваются и поворачиваются, раз до 6 и более, смотря по сухости хлеба. Вообще, чем чаще поворачивание и чем тщательнее пробивание цепом, тем значительнее чистота обмолота. Недостаток цепной М. — медленность работы, которая затягивается при значительной массе нажина иногда на ползимы и более. Это влечет за собою лишнюю потерю зерна и ухудшение его качества, затрудняет пользование выгодным временем для продажи, а вместе с тем делает обязательным искусственную сушку, так как хлеб при хранении его в ометах и сараях успевает более или менее отволгнуть. Значительно ускоряется М. при пользовании гарманами, как называют у нас вытаптывание зерен животными, а также телегами и катками. Этими способами обмолачиваются только очень сухие растения и преимущественно такие, у которых зерна легко выделяются из колосьев, как то: рапс, ячмень, гречиха, просо и лен (на семена). Но при всех этих способах, в особенности же при вытаптывании, ворох всегда чрезвычайно загрязнен извержениями, зерна частью перебиваются и поедаются животными, а солома нередко перетирается.

таптывание и допустимо только в крайних случаях, ввиду недостатка средств обмолотить хлеб иным путем. Вообще М. вытаптыванием, телегами и катками годится более для таких растений, солома которых не имеет кормовой ценности (лен на семена, рапс, гречиха); она в ходу в тех местностях, где мало нуждаются в соломе как кормовом средстве и где растения свозятся с поля сухими и настолько рано, что могут быть обмолочены еще в сухую погоду — именно на Ю. и Ю.В. России. Молотильные катки делаются более узкими к одной стороне, чтобы облегчить крутое заворачивание. Солому настилают значительно толще при всех этих способах, чем при цепной М., иногда до 2 1/2 фт. Сам обмолот совершается так, что несколько лошадей (от 8 до 10), запряженные в телегу или катки или только привязанная каждая уздечкой к хвосту предыдущей, гоняются по настланному хлебу завивающейся или развивающейся спиралью; сперва от наружи к середине, затем от середины кнаружи. Ток устраивается обыкновенно временный, примерно до 6 саж. в диаметре. Таких размеров ток может быть расположен только под открытым небом, и в случае ненастной погоды М. неминуемо должна приостановиться. Иногда при недостатке семян на посевы растения обмолачиваются на скорую руку простым околотом снопов о козлы, или, положив снопы на ток, выбивают зерна палкой, вальком или особой колотушкой. Благодаря недостаточной силе удара при этих способах выпадают прежде всего самые спелые зерна, среди коих много таких, которые слабо сидят в пленках, так что и этот способ нельзя рекомендовать, рискуя иначе привить растениям наклонность к осыпке.

иболее успешно производится М. с помощью молотильных машин. Хорошая М. не оставляет в колосьях, можно сказать, ни одного зерна, тогда как при ручной М. потеря зерна достигает от 5 до 7, а иногда 10 %. Повреждение самих зерен, размол их и перебивание при хорошей установке машины ничтожны; наоборот, солома разбивается более или менее сильно в зависимости от системы молотилки. Но это присущее свойство М., и если солома выходит не помятой, то по этому можно заключить, что она содержит зерна. Раздробление соломы не влечет за собой особенных невыгод; напротив, в этом виде она еще пригоднее для корма и удобнее смешивается с другой пищей. Небольшое же количество прямой, неразбитой, так называемой кулевой соломы, потребное для хозяйства, всегда можно получить, обмолотив вручную некоторое количество озимого хлеба. Все такие маленькие недостатки окупаются в избытке другими преимуществами молотильных машин. Благодаря большей их производительности М. оканчивается в более короткий срок. Удобство перемещать молотилки (паровые и конные) дает возможность молотить хлеб в поле, пока он сух, отчего выигрывает цена зерна. Это последнее обстоятельство очень важно для нашего Ю. с его обширными посевами, расположенными вдали от селений; обмолотив хлеб на месте, можно сразу везти его на продажу, солому же оставить в поле до более удобного времени перевозки. На С. России с введением молотильных машин сделали возможным сыромолот с последующей сушкой одного только зерна без соломы, что значительно ускоряет М.


Молотьба́ (обмоло́т) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков[1].

В настоящее время молотьбу выполняют в основном комбайнами или молотилками, в поле или на току. До появления комбайнов обмолот осуществлялся вручную с помощью цепов в специальных помещениях клунях (ригах). Заполненная снопами рига называлась овин.

В народном календаре славян молотьба завершала земледельческий цикл. Молотьба включала комплекс ритуалов, направленных на повышение урожая и обеспечения благосостояния; особыми ритуалами отмечены начало и конец.

У южных славян комплекс обрядовых действий молотьбы связывается преимущественно с наиболее распространенным на Балканах способом молотьбы с помощью животных (коней, волов и т. п.), которые вытаптывают разложенные на гумне вокруг стожара (шеста) снопы, после чего работники на ветру отделяют зерна от плевел и соломы. Другой способ молотьбы — с помощью цепов — может выступать как символ битвы, драки, войны, что находит отражение в языке (ср. рус. измолотить ‘избить’), в фольклорном мотиве «му́ки хлеба» и пр.

Для начала молотьбы выбирали благоприятный (болг. лёгкий) день, например, понедельник или четверг (серб., пирот.). В Родопах избегали начинать молотьбы во вторник и субботу. У восточных и южных славян известен обычай жертвы петуха или курицы в начале или в конце молотьбы, чтобы обеспечить удачу в работе или отметить успешное её окончание (рус., болг., макед., серб.). Чтобы на будущий год был хороший урожай, снопы на току расстилала многодетная или кормящая мать, беременная женщина (родоп.).


В Пиротском крае (в.-серб.) на расстеленной вокруг стожара пшенице хозяин вилами или лопатой делал крест, чтобы отогнать нечистую силу и обеспечить успех в работе; в некоторых сёлах у стожара резали курицу, обагряя её кровью колосья.

У русских день начала молотьбы назывался замолотки: в этот день хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп ради хорошего урожая будущего года (бел., гомел.); тогда же (или в конце молотьбы) резали кур «под овином» (орлов.). Русские начинали молотьбу с первого или последнего сжатого снопа (именинника, именинного), соломой от которого кормили больной скот. Нередко его обмолачивали отдельно, зерно освящали и подсыпали к посевному. Зерно от первого тока нередко использовалось на семена (рус. Первый сноп — Богу, первый ток — полю). С началом молотьбы связывались приметы о будущем урожае: если при первой молотьбе цепы свищут в воздухе, то предстоящее лето будет «пустое на хлеб», т. е. неурожайное (бел., витеб.).

Конец молотьбы обычно отмечается общим пиршеством или угощением для работников, где часто основное значение имеет жертва домашней птицы или животного — барана, овцы, ягненка, поросенка (ю.-слав.). В северо-западной Болгарии молотьба должна была быть закончена к празднику св. Богородицы, в канун которого старший в семье мужчина резал красного петуха в честь «царя» или «бороды», привязанных в это время к стожару, после чего приготовленного петуха съедали на гумне.


У восточных славян после окончания молотьбы готовили курей или кашу. Торжества сопровождались пожеланиями ещё большего урожая в следующем году, счастья и здоровья домочадцам. В украинском Полесье после окончания молотьбы хозяин брал охапку обмолоченных колосьев и приносил в дом, где вся семья кулаками молотила обжнивки на столе — по количеству зёрен определяли число «коп» (= 16 снопов) будущего урожая[2].

Значение слова МОЛОТЬБА в Словаре русского языка Ожегова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector