Введение

Появление данной статьи может вызвать недоумение у постоянных читателей сайта — вроде бы про зеркалки уже все было сказано. Однако, на сайте есть статьи про выбор мыльницы, про беззеркалки, но отдельного FAQ-а по зеркалкам до сих пор создано не было. Данная статья призвана заполнить этот пробел. Меня часто просят рассказать «простые истины» о зеркалках, и мне по сто раз отвечать на одни и те же вопросы уже немного надоело. Именно поэтому пишу этот текст…

  • Зеркалка — что это такое?
  • Классы зеркальных фотоаппаратов
  • Сможет ли новичок разобраться с зеркалкой?
  • Стоит ли любителю покупать профессиональную зеркалку?
  • Что такое «боди», «кит», «дабл-кит?»
  • Какой объектив купить к зеркалке?
  • Какую зеркалку выбрать для пейзажа, портрета и т.д.
  • Дешевый аппарат с дорогим объективом или дорогой аппарат с дешевым объективом?
  • Преимущества и недостатки зеркалок перед мыльницами
  • Преимущества и недостатки зеркалок перед беззеркалками
  • Полезные возможности зеркалок
  • Режим LiveView — что это такое и для чего он нужен
  • Видеосъемка зеркалкой — плюсы и минусы

Зеркалка — что это такое?

DSLR (Digital Single Lens Reflex) — цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат, в простонародии зеркалка — это один из наиболее распространенных видов фотокамер, которые позиционируются в сегменте от 500 долларов. Эти аппараты получили свое название исходя из принципа передачи изображения от объектива к видоискателю в режиме визирования — свет проходит через объектив, отражается от наклонного наклонного зеркала, проходит через пентапризму (которая «переворачивает» изображение так, чтобы оно было не вверх ногами) и попадает в окуляр.

 

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

Зеркалка в разрезе На этом схематичном рисунке представлена зеркалка «в разрезе», причем в двух режимах — визирование (слева) и съемка (справа). В режиме визирования половина светового потока отражается от полупрозрачного зеркала (1) и проецируется на матовый фокусировочный экран, который мы видим через пентапризму в видоискатель, вторая половина — через второе небольшое зеркало (2) попадает в блок фазового автофокуса (3). При съемке зеркала складываются и весь световой поток попадает на матрицу (4). Несмотря на громоздкую конструкцию, зеркалки имеют ряд существенных преимуществ перед компактными аппаратами, в которых для визирования используется ЖК-экран или небольшой оптический видоискатель (сейчас это большая редкость!)


  • В отличие от ЖК-экрана, ни зеркальный видоискатель, ни матрица не потребляют электроэнергию во время компоновки кадра. Это существенно повышает автономность фотоаппарата — у некоторых моделей она превышает 1000 снимков на одной зарядке аккумулятора!
  • ЖК-экран большинства компактных аппаратов отображает картинку с небольшой задержкой. Зеркальный видоискатель этого недостатка также лишен.
  • В отличие от оптического видоискателя мыльниц и дальномерок, зеркальный видоискатель лишен такого явления как параллакс, когда при съемке с близкой дистанции картинка, попадающая на матрицу отличается от той, что мы видим через видоискатель, поскольку видоискатель удален на некоторое расстояние от объектива.
  • Фазовый автофокус работает быстрее, чем контрастный, используемый в компактах. 

Классы зеркальных фотоаппаратов

Если говорить простым языком, любая техника (не обязатльно фотоаппараты) делится на три класса:

  • Любительский
  • Полупрофессиональный
  • Профессиональный

Любительская техника стоит недорого и обеспечивает качество, которое удовлетворяет, грубо говоря, до 90% фотографов. Основной упор делается на простоту в использовании аппарата, чтобы последняя домохозяйка смогла бы делать качественные фотографии. Любительские зеркалки самые легкие, компактные и дешевые. Съемочный процесс примерно такой же как и на мыльницу — навел и щелкнул. При этом всегда есть возможность воспользоваться ручными настройками.


Профессиональные аппараты, наоборот, расчитаны только на опытных фотографов. Техника подобного класса практически не имеет никаких любительских «примочек» вроде встроенной вспышки, сюжетных программ «портрет», «пейзаж», «закат», «животные» и т.д. Подразумевается, что фотограф прекрасно знаком с технической стороной фотографии и сам в состоянии разобраться, на какие кнопки и сколько раз надо нажать, чтобы заснять шедевр. Профессиональная техника крепче, надежнее, часто имеет пыле/влагозащиту а также огромный ресурс затвора. Естественно, это накладывает отпечаток на габариты, вес, а также стоимость фотоаппарата. Профессиональная техника стоит как минимум в 3-4 раза дороже любительской.

Полупрофессиональные аппараты занимают промежуточную нишу, сочетая в себе свойства и любительской и профессиональной техники. Чаще всего, это некий компромисс — любительский аппарат с расширенным набором функций, заключенный в более крепкий корпус и имеющий увеличенный ресурс затвора. Как правило, матрица в любительские и полупрофессиональные аппараты ставится одна и та же. Стоимость полупрофессиональной техники примерно в 1.5-2 раза дороже любительской. Зачастую люди с нулевым фотографическим стажем покупают полупрофессиональную технику, только чтобы потешить свое самолюбие, не имея представления о том, что там внутри и нужно ли им это.


Основные отличия между различными классами зеркалок состоит в следующих вещах:

  • Качество изображения. При хороших условиях освещенности разница между картинкой с любительского и профессионального аппарата практически не видна, однако при плохом освещении профессиональная камера даст снимки заметно лучшего качества. Иными словами, если любительская зеркалка начинает непотребно шуметь при ISO1600, то профессиональный аппарат может иметь вполне рабочее ISO6400 и выше.
  • Быстродействие. Скорость фокусировки, естественная задержка срабатывания затвора, скорость серийной съемки, скорость работы буферной памяти и ее объем — все это увеличивается с ростом класса техники. Для любительской фотосъемки вполне достаточно возможностей самых дешевых зеркальных камер, но для более сложных задач и с большей ценой ошибки (например, спортивный репортаж) любительским зеркалкам делать нечего.
  • Точность. Под этим подразумеваются такие вещи, как точность автофокуса, экспозамера, возможность тонкой настройки цветопередачи. Чем выше класс фотоаппарата, тем более точен его автофокус. Точность автофокуса особеннно важна при использовании светосильной оптики при съемке с малой глубиной резкости. Любительская камера со светосильным профессиональным объективом не всегда в состоянии правильно сфокусироваться с первого раза.

  • Ресурс. Под эту категорию попадает механическая прочность конструкции, способность противостоять агрессивным воздействиям окружающей среды (влага, пыль, дождь), а также ресурс затвора фотоаппарата. Любительская техника в подавляющем большинстве не имеет пыле-влагозащиты. Что касается ресурса затвора — на нем есть смысл заморачиваться лишь в том случае, когда каждый день делается несколько сотен фотографий. В этом случае нужна профессиональная техника. Наиболее же типична ситуация, когда фотоаппарат используется пару раз в неделю и при этом делается несколько десятков кадров. В этом случае ресурса затвора любительского аппарата хватит на много лет эксплуатации.

Есть еще одна вещь, о которой нельзя не упомянуть в разговоре о любительской и профессиональной технике. Это размер матрицы фотоаппарата. Здесь имеются в виду не мегапиксели, а размер в миллиметрах. Все без исключения любительские зеркалки имеют матрицу размером примерно 22*17 мм (такая матрица называется APS-C). Часто зеркалки с матрицей APS-C называют «кропнутыми» (от слова crop — «обрезать», матрица меньше по размеру пленочного кадра, будто ее обрезали по краям).


Большинство профессиональных зеркальных аппаратов имеют матрицу 36*24 мм. Точно такие же размеры имеет кадр фотопленки, поэтому подобные матрицы называют Full Frame (по русски — «полный кадр»). Это означает, что на любительских аппаратах на матрицу попадает только центральный фрагмент картинки, которую дает объектив. Это вызывает ощутимое сужение поля кадра и затрудняет съемку «широкоугольных» пейзажей. Ниже приведен пример пейзажа, снятого на полнокадровый аппарат. Рамкой показаны границы кадра, если бы съемка велась любительской зеркалкой (с этим же объективом).

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

Как видите, при пейзажной съемке «полный кадр» позволяет получать намного более интересный результат, особенно в сочетании со сверхширокоугольным объективом. При портретной съемке полнокадровые аппараты сильнее размывают задний план, поскольку съемка происходит с более близкого расстояния, что уменьшает глубину резкости. Подробнее об этом можно почитать в Фотоучебнике, глава Глубина резко изображаемого пространства. При использовании телеобъектива, наоборот, матрица APS-C имеет преимущество перед «полным кадром», поскольку позволяет видеть снимаемый объект более крупно. Это актуально при съемке животных и макросъемке. Зачастую, профессиональные фотографы-анималисты намеренно используют зеркалки с матрицей APS-C, чтобы снимать зверей и птиц более крупно. Полнокадровые матрицы, помимо большего угла охвата кадра, отличает еще и большее рабочее значение чувствительности ISO.


Поскольку пиксели на полном кадре более крупные, они за время экспозиции способны поймать больше света, следовательно картинка будет иметь меньший уровень шумов. Опять же, следует упомянуть, что реальное отличие между кропом и полным кадром по уровню шумов проявляется при плохом освещении, и то не всегда. Некоторые кропнутые аппараты имеют уровень шумов, сопоставимый с полнокадровыми, однако, этим могут похватсться только единицы моделей — в основном «топовые» кропы из репортажного семейства.  

Сможет ли новичок разобраться с зеркалкой?

«Я никогда не держал фотоаппарат в руках, но хочу сразу купить любительскую зеркалку. Правильно ли я делаю? Может все-таки начать с мыльницы?» — один из типичных вопросов, которые мне задают читатели сайта. Иными словами, человек имеет желание фотографировать и возможность позволить себе зеркальный фотоаппарат, однако его гложут сомнения, что он не сможет разобраться с настройками зеркального фотоаппарата. Откуда-то взялось убеждение, что зеркалкой фотографировать намного сложнее, чем компактом…

Как показывает практика, фотографировать зеркалкой проще и удобнее, чем мыльницей, даже если это делает полный новичок.

Во-первых, у всех без исключения любительских зеркалок есть авторежим и сюжетные программы — портрет, пейзаж, спорт, ночь и т.д., которые здорово облегчают съемку тем, кто не дружит с теоретическими основами фотографии. Сюжетные программы представляют собой набор настроек, с которыми получится наилучший результат при съемке тех или иных сюжетов.


Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?
Диск выбора режима

Если повернуть диск в положение «портрет», будут получаться фотографии с чуть приглушенными цветами и размытым задним фоном. В режиме «пейзаж» все будет резко — и передний и задний план, цвета будут яркими и насыщенными, и так далее. Кстати говоря, диск выбора режима всегда под рукой и чтобы переключиться из «портрета» в «пейзаж» потребуется не более секунды, в то время как у мыльницы с сенсорным экраном на это уйдет гораздо больше времени.

Быстрый автофокус зеркалки позволит запечатлевать именно те моменты, которые хочется запечатлеть — например, улыбку ребенка (вместо его затылка), спортсмена во время выполнения прыжка (а не в момент уже после приземления). Все эти задачи легко выполнимы для зеркалки и трудно выполнимы для мыльницы.

Со временем, когда рука будет набита, можно будет пробовать переходить в творческие режимы и самостоятельно управлять выдержкой, диафрагмой, чувствительностью и другими параметрами, однако на первое время вполне сгодятся авторежим и сюжетные программы. Качество фотографий будет намного лучше, чем у мыльницы. Вот наглядный пример, показывающий разницу между мыльницей и зеркалкой в любительской съемке (портрет):


Портрет на мыльницу Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов? На заднем плане присутствуют объекты, отвлекающие внимание (фотомусор). Мыльница не в силах размыть задний план. Портрет на зеркалку Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

На зеркалке* получилось обеспечить сильное и красивое размытие заднего плана со всем фотомусором. *Этот эффект достигнут не на счет зеркального затвора, а за счет большого размера матрицы и светосильного объектива.

Другой вопрос — какой процент возможностей зеркалки будет использовать фотограф-новичок, снимая в авторежиме? И будут ли фотографии, сделанные таким образом отличаться от фотографий, сделанных на смартфон? Эти вопросы, пожалуй, оставлю без ответа. Могу только сказать одно — максимум возможностей из фотокамеры (любой!) можно выжать только в ручном режиме и в RAW. Но для этого нужно действительно уметь фотографировать. Авторежим и сюжетные программы — некий компромисс, позволяющий новичкам снимать на дорогую и сложную технику и получать более-менее удовлетворительный результат. 


 

Стоит ли любителю покупать профессиональную зеркалку?

Уже много раз мне задавали вопрос — «Имею 60 (80, 100, 200, …) тысяч рублей. Хочу купить хороший фотоаппарат, чтобы фотографировать свою семью». Причем авторы таких вопросов — не всегда состоятельные люди, которым плюс-минус 50 тысяч вопрос не принципиальный. Бывает, что человек получил премию или «тринадцатую зарплату» или просто продал что-то ненужное и хочет сделать подарок себе любимому… Упаси вас бог сказать продавцу-консультанту из фотомагазина «хочу самый лучший фотоаппарат пределах 100 тысяч рублей». Вас мгновенно «раскрутят» по полной программе. Не спорю, вы скорее всего, купите действительно самый достойный фотоаппарат из тех, что стоят на витрине, с хорошим объективом и полным набором аксессуаров, но вопрос целесообразности и практичности такой покупки остается под большим сомнением.

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?
Сравнение размеров профессиональной зеркалки (слева) и любительской (справа)

Лично я придерживаюсь мнения, что покупать профессиональную фототехнику для любительской съемки — это все равно что купить горный велосипед, предназначенный для экстремальных спусков с гор и использовать его для неторопливых покатушек по парковым тропинкам. Да, он очень крепкий и надежный, но для обычных прогулок он не удобен — очень жесткая рама, передающая толчок от наезда на каждый камешек, зубастые покрышки, которые будут зудеть по асфальту и препятствовать качению, контактные педали, для использования которых нужна специальная обувь, жесткое седло, от которого потом будет болеть пятая точка и так далее.

Профессиональный аппарат в любительской съемке — то же самое. Большой, тяжелый, с множеством органов управления, в которых начинающему любителю разобраться довольно сложно — все это будет поводом не брать с собой аппарат и не снимать им обычные моменты повседневной жизни, либо делать это в авторежиме. Не знаю, как в остальных аппаратах, но в Canon EOS 5D Mark * автоматический режим существует лишь «для галочки», качество снимков в авторежиме не лучше, чем у любительских аппаратов. Чтобы достичь хороших результатов, многое нужно делать вручную. Не разобравшись с настройками вы с большой долей вероятности не сможете реализовать и половину того потенциала, который имеет этот аппарат. Профессиональная техника способна работать с полной отдачей только в руках профессионала!

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?
Сюжетных программ нет, только творческие режимы!

Разумеется, ничто не может запретить вам купить аппарат за 200 тысяч рублей и использовать его, как говорится, «для бытовых нужд». Однако, если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, купив неплохую любительскую зеркалку за 30 тысяч рублей (вместо заложенных на покупку 200 тысяч) вы сэкономите достаточно средств, чтобы съездить со своей семьей на отдых и там наснимать множество ярких и красивых фотографий! Иными словами, каждый решает для себя сам, что для него лучше — отправиться в увлекательное путешествие с любительской фотокамерой, либо купить профессиональный аппарат и снимать им воробьев за окном.

Что такое «боди», «кит», «дабл-кит»?

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

Боди (англ. body — «туловище», «тушка») — это фотоаппарат, продающийся без объектива. Боди есть смысл покупать в тех случаях, если у вас уже есть какой-то парк оптики, либо вы намерены приобрести объектив отдельно. Как вы понимаете, на «боди» без объектива что-то сфотографировать невозможно. Кит (англ. kit — «комплект») — комплект из фотоаппарата и объектива. Как правило, объектив имеет диапазон фокусных расстояний 18-55 мм, что позволяет снимать большинство сюжетов. Однако, качество картинки, даваемое этим объективом не всегда удовлетворяет фотолюбителей, поэтому некоторые со временем меняют этот объектив на что-то посерьезнее. Бывает, что аппарат сразу комплектуется объективом более высокого класса, однако, это ощутимо увеличивает стоимость комплекта. Дабл-кит (англ. double kit — «двойной комплект») — комплект поставки, в который входят сам фотоаппарат и два объектива. Как правило, это стандартный 18-55мм и недорогой телеобъектив. Дабл-кит — достаточно выгодное приобретение, поскольку набор оптики, включенный в комплект по отдельности стоит ощутимо дороже. К сожалению, почти всегда в дабл-кит входит телеобъектив любительского класса. Качество картинки, которое он дает, удовлетворяет требованиям большинства начинающих фотолюбителей, но для профессионального использования он не пригоден.

Какой объектив купить к зеркалке?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно определиться, что вы собираетесь фотографировать. Абсолютно универсальных объективов не бывает, каждый из них решает определенный круг задач. Если вы новичок в фотографии и/или не можете точно сказать, какому виду съемки вы намерены отдавать предпочтение, оптимальным для вас будет китовый объектив — 18-55 мм. Этот объектив вполне универсален и подходит для большинства видов любительской съемки. О популярности китового объектива красноречиво свидетельствуют результаты голосования, проводимого на сайте:

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

Примерно то же самое говорят статистики продаж основных производителей зеркалок: 18-55мм — самый популярный объектив. Среди фотолюбителей бытует мнение, что «китовый» объектив плохой и его покупать его нет никакого смысла — пустая трата денег. Этот миф пошел с тех пор, когда появилась первая любительская цифрозеркалка Canon EOS 300D и к нему в комплекте давался объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 первой версии, который, действительно, не отличался особым качеством картинки. С тех пор прошло немало времени и объектив 18-55 многократно перерабатывался и улучшался. Современный Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS USM имеет гораздо лучшие оптические характеристики, чем его предок, плюс ко всему, стабилизатор изображения и бесшумную USM-фокусировку (не во всех версиях). То же самое можно сказать про объективы Nikon, Sony.

Естественно, глупо ожидать от зум-объектива стоимостью 5 тысяч рублей выдающегося качества изображения, «звенящей резкости» и благородных скин-тонов, но для любительского уровня возможностей китового объектива чаще всего хватает с большим запасом. Что касается альтернатив китовому объективу — оптика, которая мгновенно даст почувствовать разницу в качестве фотографий, стоит как минимум в 5 раз дороже.

Вообще, зум-объективы можно разделить на четыре ценовые категории:

  • Базовый уровень — около 5000 рублей. Под эту категорию попадают преимущественно китовые объективы 18-55 мм.
  • Тревел-зум — около 15000 рублей. По качеству картинки эти объективы не сильно отличаются от китового, однако имеют увеличенный диапазон фокусных расстояний — от широкоугольника до умеренного телеобъектива. Это дает больше свободы при съемке удаленных объектов, что бывает удобно в путешествиях (от этого и название «тревел-зум» — объектив для путешествий). Под эту категорию попадают объективы Canon 18-135mm, Nikon 18-105mm.
  • Продвинутый уровень — около 25000 рублей. Эти объективы дают качество картинки ощутимо лучшее, чем китовая оптика. Еще в этой категории начинается деление объективов по светосиле и зуму:

    • Светосильные (f/2.8), но с небольшим зумом — примерно 17-50mm (плюс-минус).
    • Небольшая светосила (f/3.5-5.6), увеличенный зум, смещенный в широкоугольную сторону — 15-85mm (плюс-минус).
  • Профессиональный уровень — от 40000 рублей и до бесконечности. Эта оптика дает наилучшее качество изображения, крепкий конструктив, часто имеет пыле- и влагозащиту, однако стоимость объектива может многократно превышать стоимость боди.

Помимо зум-объективов есть еще объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В подавляющем большинстве они резче и светосильнее зумов, однако, универсальность у фиксов намного меньше. Каждый объектив приобретается под определенную задачу — один или несколько широкоугольников для пейзажа, умеренный телеобъектив для портрета, и так далее. Таким образом, вместо одного зум-объектива может потребоваться 3-4 фикса, чтобы охватить весь диапазон фокусных расстояний — это дороже, менее удобно, но многие намеренно жертвуют этими вещами ради качества.

Можно ли поставить объектив Nikon на фотоаппарат Canon (или наоборот)?

Да, можно, но есть определенные нюансы. Сам имею успешный опыт использования Кеноновской оптике на беззеркалке Олимпус через переходник, купленный на Алиэкспрессе. Важно только помнить, что у разных платформ разные рабочие отрезки — расстояние от матрицы до задней линзы объектива. Если рабочий отрезок неродного объектива больше чем у тушки, это почти всегда успешно решается переходным кольцом, которое компенсирует разницу в рабочем отрезке. Иногда в переходнике имеет компенсирующая линза. Но если рабочий отрезок объектива меньше, чем тот, на который рассчитана тушка, то никакими силами его «глубже» не впихнешь 🙂

Зеркальный фотоаппарат представляет собой камеру, в которой съёмочный объектив посредством зеркального отражения служит также для получения изображения в видоискателе. Зеркальный фотоаппарат позволяет использовать разные объективы, осуществлять предварительный контроль глубины резкости и характеризуется удобством и оперативностью фотографирования подвижных предметов, что обеспечивается механизмом самовозвращающегося зеркала и механизмом автоматизирования диафрагмы, возможностью съёмки с близкого расстояния (макросъёмки, микрофотографии) .
Устройство зеркального фотоаппарата :
Зеркальный фотоаппарат представляет собой камеру, в которой съёмочный объектив посредством зеркального отражения служит также для получения изображения в видоискателе. Зеркальный фотоаппарат позволяет использовать разные объективы, осуществлять предварительный контроль глубины резкости и характеризуется удобством и оперативностью фотографирования подвижных предметов, что обеспечивается механизмом самовозвращающегося зеркала и механизмом автоматизирования диафрагмы, возможностью съёмки с близкого расстояния (макросъёмки, микрофотографии) .
Самое главное его достоинство — вы видите в точности ту картинку, которая будет экспонирована на пленку.
В большинстве однообъективных фотоаппаратов зеркало в момент экспонирования фотоматериала убирается, освобождая путь световому потоку, прошедшему через объектив. При этом зеркало или заслонка окуляра закрывает доступ постороннему свету из видоискателя.
Практически все профессиональные фотоаппараты — зеркальные. К самым знакомым для нас зеркальным камерам относится «Зенит».
Большинство фотографических фирм мира выпускают зеркальные фотоаппараты для любителей. Такие камеры на много удобнее в эксплуатации, чем дорогие «мыльницы». Качество фотографий таких зеркальных фотоаппаратов значительно выше.
Все функции работы любительских зеркальных фотоаппаратов полностью автоматизированы. Как и в компактных камерах, здесь вам нужно только направить фотоаппарат на объект съемки и нажать кнопку. Фотоаппарат сам наведет резкость, выставит диафрагму и выдержку, при необходимости включит встроенную вспышку.

Зеркальные фотоаппараты - это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?
Удачи

Зеркальные фотоаппараты — это что за техника? Каковы преимущества зеркальных фотоаппаратов?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector