Как правило, у каждой игры есть игры, на которые она похожа. Не то чтобы это чистые клоны, просто игры из одного семейства. Например, на что похож Descent 2nd edition? На Claustrophobia. Ninjato на Stone Age. Mage Wars на Summoner Wars. И так далее. Как-то раз я был в магазине настольных игр у своего знакомого, зашел молодой человек, взял в руки коробку с Инновацией и спросил – а на что похожа эта игра? И я не знал, что ответить. Она похожа на саму себя. Как же приятно, что до сих пор иногда появляются такие настольные игры, которые не похожи на другие. И придумывают их всякие чудики. А Инновацию придумал игру Чудык. Карл Чудык. Что же инновационного есть в Инновации?

 Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Я сыграл в прошлом году немалое количество партий в Инновацию и долгое время считал ее одной из своих любимых игр (на секунду ощутил себя султаном в настольном гареме).


ин из основных плюсов игры – это ее «карточность». Ни фишек, ни жетонов, ни монет, ни миплов – ничего нет кроме карт. Для меня это сразу огромный плюс! К тому же когда узнаешь, что в игре всего 105 карт, то на ум сразу приходят шикарные игры типа Race for the Galaxy, где вроде не 1000 и даже не 500 карт, а какая замечательная реиграбельность у них. Обманывать не буду – Инновация (И) тоже такая же реиграбельная игра.

В И вы собираете из карт свою цивилизацию с конкретными открытиями и изобретениями. Начинаете вы с первобытно-общинных радостей жизни типа колеса и животноводства, а заканчиваете высокими технологиями, летите в космос и собираете роботов. На ум сразу приходит компьютерная Цивилизация Сида Мейера, где тоже нужно развивать свой маленький народец, который потом превращается в маленькую, но гордую страну, а в конце у вас образовывается супер-держава, отправляющая ракеты в космос. Да, общая цель одной и второй игры одинаковая – развить страну по максимуму. Но в И у вас нету народа или страны. Вы сами и есть и народ и страна в одном лице, только они безымянные. Хотя, конечно, смеха ради можно придумать, что кто-то играет за японцев, кто-то за французов=)


Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Мне нравится, что в обозреваемой настольной игре никого кормить не надо, города не поднимают бунт, не нужно строить акведуки– у вас задача только одна – изобретать. И все карты в игре и есть те самые изобретения, которые толкают вашу цивилизацию к новым эпохам.

Карты изобретений дают способность и ресурсы. Игра не сильно акцентирует внимание на том, что карты разноцветные (всего 5 цветов). Т.е. цвета-то разные, но они никак не обзываются (типа наука, культура, экономика, как в 7 Чудесах).

Способности зависят от ресурсов. Если у вас достаточное количество определенных ресурсов на карте – вы сможете максимально выгодно сыграть способность, в противном случае либо ничего не сможете сделать, либо эффект будет не такой крутой, как хотелось бы. Ресурсов всего 6 видов, и они не сразу все доступны. Например, в начале игры деревья и короны будут появляться на картах, а вот лампочки придут значительно позже, как и часы. А вот деревья потом станут редкостью.

Карты в игре называются догмами. Да, сразу предупреждаю, что игровой словарь в игре очень специфический и немного недружелюбный. Поэтому разыгрываем мы догмы. А они бывают 2-х видов: кооперативные и агрессивные. Рядом с текстом способности стоит значок, показывающий тип догмы, и ресурс, с помощью которого способность разыгрывается.


И такого розыгрыша способностей я еще нигде не видел. Например, кооперативная догма влияет на игрока, который ее сыграл, а также на других игроков, у которых ресурсов не меньше, чем у него. Т.е. в этой ситуации лучше был лидером по конкретному ресурсу. Иначе другие игроки смогут воспользоваться вашей же сыгранной способностью.

А вот агрессивная догма играется совсем иначе. Она влияет на тех игроков, у которых определенного ресурса меньше, чем у вас. И вы заставляете сделать их что-то нехорошее. Даже в самих правилах рекомендуют разыгрывать агрессивные догмы со словами «Я требую».

Я требую сбросить карту самого высокого уровня. И каждый игрок, у которого нужных ресурсов меньше, обязан сбросить карту.

Способности могут быть самые разные – набери карту, сыграй карту, заставь другого игрока сбросить карту или отдать ее тебе и т.д. Чем выше уровень карты, тем больше захватывает дух от возможностей.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Кстати, у каждой карты есть уровень (от 1 до 10). Игроки сначала имеют доступ к картам только 1 уровня. Они слабенькие и добренькие. Игрок набирает карты из той стопки, которая аналогична уровню самой высокоуровневой своей карты. И пока эта стопка не закончится, другие эпохи трогать нельзя. И это тоже фишка игры. Некоторые карты позволяют взять карту уровня, идущего через один, а это уже дает большое преимущество игроку.

 


Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Я рассказал о картах, о том, что на них написано и нарисовано, обрисовал тему игры, а теперь нужно все это структурировать.

Игроки получают n-карт 1-ого уровня, перед ними находятся на столе стопочки карт разных уровней, лежащих рубашкой вверх. В свой ход игрок может сделать 2 действия (можно 2 одинаковых):

— взять карту;

— сыграть карту (на стол перед собой);

— активировать карту (разыграть способность);

— добиться лидерства (про это лучше почитать в правилах).

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

И— игра многогранная. Помимо того, что вы строите шаг за шагом цивилизацию, вы еще участвуете в гонке за сферы развития.

Сферы развития – это отдельные карточки, на которых написаны условия их получения. Как только игрок выполняет условие, он может забрать карту себе. Эти карты дают дополнительные возможности игроку и могут привести к победе.


И вот мы играем-играем, переходим от одной эпохи к другой, а где же конец? В лучших традициях карточных игр в И три вида победы:

1) Набрать n-карт лидерства (число зависит от количества игроков). Добиться лидерства в эпохе — это когда у вас влияния больше в 5 раз, чем номер эпохи, и вы берете карту этой эпохи и кладете себе под планшет. Ее использовать нельзя, она идет как карта лидерства.

2) Победить по догме. В 8, 9, 10 эпохах встречаются догмы, которые приносят победу.

3) Закончились карты, и побеждает тот, у кого больше очков влияния. Влияние – это самые карты, которые подкладывают под планшет.

 Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Уф, я знаю, воспринимается игра довольно сложно. И я не люблю учить играть в И, честно. Потому что…

Боже мой, какие же они ужасные. Про кооперативные и агрессивные догмы я вам уже говорил, но это, оказывается, самое простое из того, с чем вам предстоит столкнуться.

Я не знаю, как эти термины звучат на английском языке, но на русском немного нелогично.


Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Например, архивируйте.  Подложите карту под низ своей стопки того же цвета. Я часто пользуюсь словом архив, но архивировать – ни разу не говорил. И у меня не возникает никаких ассоциаций с этим словом.

Зачтите – подложите карту под планшет со стороны влияния. Ну почему бы не придумать другой термин? Может быть, он будет отличаться по смыслу, вложенному в оригинальное слово, но зато хоть нам было бы легче. Что такое зачтите? От зачесть очко или балл? Так можно и набрать, и получить.

Переработайте! Подложить карту под низ соответствующей эпохи. Почему переработайте

Все эти термины как будто бы относятся к археологии и раскопкам, а не к развитию цивилизации. Имхо.

Я не предъявляю претензий переводчику и редактору – это их точка зрения, они имеют право так переводить. Я рассуждаю с точки зрения обывателя, купившего игру и пытающегося разобраться. Например, я не с первого раза понял всю терминологию, часто путался и до сих без памятки играть не могу. Проходит время, и я опять забываю, что такое архивировать и зачесть. А каково это рассказывать правила другому человеку? Поверьте, нелегко. Ведь на самом деле игра несложная, но когда игрок встречается с непонятными словами, то он может и начать капризничать. Конечно, если вы закаленный в играх настольщик, то у вас проблем не будет, ибо И – все-таки орешек нетвердый и очень вкусный.


Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Я влюбился в И с первого раза. Сначала искал параллели с другими играми, но потом понял, что никаких параллелей нету, эта игра похожа на саму себя. Все совпадения случайны.

У игры широчайший выбор возможностей. Конечно, использовать способности каждой карты вам не дадут, ибо карты одного цвета складываются в стопочки, и активной будет считаться карта сверху. И вот ваш ход, в руке 2 карты (красная и желтая) и вы думаете – сыграть карту с руки или активировать способность? Если вы сыграете красную карту, то закроете классную способность нижней красной карты. Если сыграть желтую, то измениться баланс нужного ресурса, который тебе дает хорошие плюшки. И таких дилемм будет море.

Вы следите не только за своей картиной на столе, но и интересуетесь положением дел у соперников. Вы всегда должны быть в курсе, больше деревьев у них или меньше. Кто лидирует по коронам, стоит ли их собирать?


Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Шикарная фишка игры – сдвиг стопки карт. Некоторые карточки дают вам такую возможность. Вы сдвигаете одну из своих стопок вправо или влево и получаете еще больше ресурсов, которые появляются на открытом крае.

С опытом вы начнете пользоваться комбинациями карт. Научитесь перепрыгивать эпохи. С закрытыми глазами начнете получать очки влияния.

Но это только с опытом. Это не та игра, в которую играешь сразу профессионально. К сожалению, новички вряд ли могут посоревноваться с опытными игроками. Очень многие мои друзья сетовали на то, что в эту игр нужно много сыграть, изучить все карты, понять, как они лучше работают друг с другом, чтобы получить от игры удовольствие.

Но это не баг, это фича=)

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Главное, сразу не испугаться странных слов и большого количества карт, среди которых НЕТУ повторяющихся!

Первая партия, и я сразу же лезу на Тесеру, ставлю игре 9 баллов и начинаю всем рассказывать, что я купил прекрасную игру, которая доступна на русском языке. Но далеко не все разделяли мой восторг. Например, чаще всего от тех, кому не понравилась настолка, я слышал – слишком много рандома.


е очень хаотично, каждый ход меняется ситуация на столе. В этот ход ты лидируешь по коронам, в следующий уже последний по этому ресурсу, плюс у тебя забрали лучшую карту и тебе придется копаться в картах предыдущей эпохи – вот же ацтой. Да, в этой игре такое случается постоянно. И на нее нужны крепкие нервы. Вот ваша цивилизация мчится к победе, подминая под себя все подряд, и вдруг у вас забирают очки, карты, закрывают крутые способности и лишают превосходства по ресурсам. Такое переживет далеко не каждый=)

Другие сетуют на высокий порог вхождения. Мол, надо разобраться. Раз 5 сыграть. Постичь дзен и достигнуть сатори.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

И что-то во мне потом переклинило. Я долго не играл, потом разложил партейку и… стал понимать тех, кому игра не понравилась. Смотрите сами, у вас все хорошо, есть нужные ресурсы, есть очки влияния и скоро вы возьмете лидерство в эпохе. Вдруг сосед получает какую-то неимоверно крутую карту, все ему сбросили свои очки, заархивировали карты с руки, упали на эпоху ниже… И вы уже никто. Бомж. Ладно, думаете, сейчас наберете 2 карты и там попадется что-то мощное. Одна карта оказалась полной ерундой, а во второй нужно лидерство по часам, а у вас их нету, зато у остальных игроков есть, т.е. карта тоже лишь бы что. Приходится надеяться, что в следующий раз попадется что-то лучшее… А в это время соперники опережают тебя на 3 эпохи, у них сумасшедшие абилки на картах, а тебе остается только грустить и ждать конца игры. Хотя бывает, что можно утереть им нос даже в такой сложной ситуации. Это же Инновация, ребята=)


Потом я понял, что не люблю долгих раскачек. Мне хочется сразу получать доступ к сильным картам, начиная хотя бы с 5-ой эпохи. Способности этих карт впечатляют. А вот долго и нудно копаться в картах 1-3 эпох скучно. Ну и в качестве добивания – я обожаю карты 9-10 эпох, но редкая игра позволяет играть так долго=) Чаще всего 7-8 эпоха является последней. По крайней мере в моей компании так чаще всего происходит. Может быть у других иначе. А как было бы круто сыграть карту, убирающую все карты со стола, ммм… Мечты.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

И если раньше я был готов играть в И хоть каждый день, то сейчас только лишь иногда. Да и то в качестве исключения. Игра не стала хуже, она по-прежнему классная, но те минусы, о которых я написал, заставляют меня играть в другую настолку=)

На русский язык переводило издательство Hobby World. Я получил коробку сразу с протекторами (спасибо Жене Булышкину, который обо мне позаботился:). Так что о качестве карт я сильно не задумывался. А вот у знакомых карты начали расслаиваться, как в моей Картахене. Так что если вы покупаете русскую версию игру, то позаботьтесь о протекторах, это поможет сохранить вашу игру.

Про специфические термины я уже писал, это нужно просто принять. Ко всему остальному придраться сложно – все в порядке.

У Инновации уже есть дополнения, и одно из них должно было появиться на русском летом этого года. Hobby World собирали деньги на выпуск трех игр, придумав проект, типа краудфаундинга, под названием Геймстарт. К сожалению, нужной суммы дополнение к И не собрало, поэтому пока его будущее не известно. Как сказал один анонимный источник – дополнение будет, оно уже готово, вот только дата релиза пока туманная.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Я очень жду выхода дополнения, потому что уверен, что новые карточки с новыми способностями будут не менее интересны, чем старые. Покупать игру на английском смысла нету, потому что мешать русский и английский текст не хочется. К тому же в нашей компании лучше идут русифицированные игры – не у всех с английским все тип-топ.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

Представляю ещё один материал, подготовленный в рамках нашего конкурса обзоров. Читатель по имени Вячеслав рассказывает об Инновации, и прямо указывает на её сильные и слабые стороны. 

«Инновация» была издана в России в 2012 году, в то время как оригинальное издание успело расшириться как минимум одним дополнением. За неполных два года на рынке игра успела обзавестись как верными поклонниками, так и убеждёнными противниками, причём в обоих лагерях всё ещё наблюдается пополнение. В чем основные особенности этой игры, и почему она вызывает столь противоречивые ощущения — попробуем разобраться в этом кратком обзоре.

«Инновация» поставляется в небольшой коробке с типичной для «цивилизационных» игр иллюстрацией, где римский легионер, учёный эпохи возрождения и Валентина Владимировна Терешкова фотографируются на фоне Эйфелевой башни. Внутри юные инноваторы обнаружат 110 карт, четыре планшета-напоминалки для игроков и буклет с правилами. Количество карт особенно порадует любителей наряжать свои карточные игры в протекторы, поскольку им придётся приобрести три, а не две стандартные упаковки.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)
Комплектация «Инновации». По оформлению и качеству полиграфии
игра нареканий не вызывает, но внутреннее пространство коробки
не позволяет поместить туда карты в протекторах, увы

Подготовка к игре занимает минимум времени. Карты инноваций раскладываются по десяти стопкам, соответствующим историческим эпохам — от глубокой древности до недалёкого будущего. Из первых девяти стопок изымается по одной карте, которые будут выступать в роли победных очков «лидерства». После этого игроки тянут по паре карт из первой колоды и приступают к историческому соревнованию.

Игровой процесс незамысловат. Участники играют карты разнообразных инноваций и постепенно продвигаются от колоды №1 к колоде №10. Карты ранних эпох навряд ли порадуют вас интересными и мощными комбинациями. Однако, по мере исчерпания начальных колод, игра всё больше и больше обостряется. В эндшпиле игра обостряется до своего логического предела — появляется возможность выиграть игру одной-единственной картой. Кстати, победы в игре можно достичь одним из двух способов: либо активацией карты, на которой явно написано «вы выиграли», либо последовательным накоплением определённого количества очков лидерства. Наличие альтернативных путей к победе зачастую приводит к драматическим развязкам, когда вы уверенно ведёте по очкам лидерства, однако можете в мгновение ока проиграть, когда ваш безнадёжно отставший противник сыграет с руки удачную карту, которая сведёт на нет всё ваше преимущество. Если подобные ситуации способны подорвать вашу веру в справедливость (вас можно понять!) — то определённо, «Инновация» не для вас.

Примечательно, что в игре напрочь отсутствует дерево технологий, характерное для игр «про цивилизации». Ничто не мешает вам осчастливить вашу цивилизацию технологией реактивных двигателей, имея за душой лишь «скотоводство» и «каменную кладку». Более того, вы вправе обратить естественный ход истории и внедрять инновации ранних эпох поверх более поздних. Не каждый игрок решится отказаться от спутниковой связи в пользу, скажем, изобретения колеса, когда того потребуют обстоятельства.

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)
Карты инноваций распределены по десяти эпохам. По мнению автора игры,
космическая эпоха — это отличное время для таких изобретений,
как «фотоэлементы», «генетика», а также совсем нелепые «пригороды» и
«сотрудничество»… Обратите внимание, что в отличие от большинства игр,
карты ориентированы горизонтально, а не вертикально

Игровое взаимодействие в игре построено вокруг сыгранных карт инноваций. На каждой карте указано несколько эффектов, которые зачем-то названы «догмами» (сложно придумать менее подходящее слово, однако это не особенность русского перевода, а причуда оригинального издания). Помимо догм, каждая карта имеет некоторое количество символов ресурсов, поэтому чем больше активных карт игрок имеет на поле, тем больше ресурсов они ему приносят. Однако, в отличие от ресурсов в большинстве настольных игр, эти ресурсы не накапливаются и даже не расходуются. Ресурсы определяют то, какие игроки будут подвержены действию ваших догм, и этот момент, пожалуй, вызывает наибольшие затруднения у новичков. Так, если вы играете «полезную» догму, то вместе с вами её сыграют все игроки, у которых количество заданного ресурса не меньше, чем у вас. Если вы играете «атакующую» догму, то от неё пострадают только те игроки, у которых заданного ресурса меньше, чем у вас. И если эта механика покажется вам чересчур запутанной, то небезосновательно. После недолгих размышлений, большинство игроков приходит к выводу, что выгоднее всего разыгрывать те догмы, по ресурсам которых они являются лидерами.

Кстати, с ресурсами связана, пожалуй, самая оригинальная механика «Инновации» — сдвиг стопок. Играя новые карты поверх старых, игроки образуют стопки. В нормальном состоянии в стопке видна только верхняя карта и, соответственно, её ресурсы идут вам в зачёт. Однако, разыграв специальные догмы, вы можете сдвинуть стопку влево, вправо или даже вверх. При сдвиге из-под верхней карты выглядывают нижние и… открываются их символы ресурсов. Эти символы расположены на картах таким образом, что сдвиг влево открывает один дополнительный ресурс с каждой карты, вправо — два ресурса, а вверх — целых три. Из-за этих сдвигов «Инновация» довольно требовательна к наличию на игровом столе свободного места. Разложить её на заднем сиденье автомобиля во время загородной поездки не получится (а если у вас получится — мне остаётся лишь позавидовать размеру вашего автомобиля).

Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)
Механика сдвигов в действии. Все стопки содержат по пять карт.
Жёлтая и зелёная стопки не сдвинуты и приносят своим игрокам
по три ресурса каждая. Не густо. Фиолетовая стопка сдвинута влево и
даёт шесть ресурсов. Красная сдвинута вправо, что приноситеё владельцу
аж десять ресурсов. Неплохо, но обратите внимание на синюю стопку.
Сдвиг вверх позволяет ей давать четырнадцать ресурсов!

От описания игрового процесса перейдём к впечатлениям. А впечатления от игры в «Инновацию» у меня крайне противоречивы. «Инновация» вполне работает как игра. Работает в том плане, что от игры можно получить удовольствие, которое по моим личным ощущениям обратно пропорционально количеству участников. Она неплохо играется вдвоём и со скрипом — втроём, но садиться за неё вчетвером уже не стоит — хаотичность игрового процесса сломит даже самых решительных инноваторов. Можно смело сказать, что «Инновация» — неплохая игра, но вот назвать её хорошей не поворачивается язык, и вот почему:

Во-первых, игра абсолютно условна. Эта условность проявляется в каждом аспекте — в принадлежности карт эпохам, в отсутствии связи между названием карты и её действием, в управлении ресурсами. Возьмём для примера распределение карт по цветам. Есть ли какая-то логика в том, что «каменная кладка», «скотоводство» и «статистика» жёлтые, а «гончарное дело», «календарь» и «теория относительности» — синие? Что общего у «вёсел», «дорог» и, внезапно, «оптики»? Что подразумевается под ресурсом «время», если его можно заполучить при помощи «ракет»? На эти вопросы нет вразумительного ответа и это не может не портить впечатление от игры. Играя карту с названием «специализация» (отличное название для очередной инновации! Моя цивилизация открыла порох, обработку металла и, пардон, специализацию) осознаёшь, что вся эта тематика эпох и открытий притянута, мягко говоря, за уши. С тем же успехом вместо инноваций могли бы фигурировать фентезийные персонажи или колонизированные планеты. Или танки времён второй мировой войны… В плане диссонанса между выбранным сеттингом и игровой механикой «Инновацию» может переплюнуть разве что базовый «Доминион», который, впрочем, переплёвывает «Инновацию» и по всем остальным параметрам…

Второй существенной претензией к «Инновации» является крайне запутанная терминология. Изучение текста на очередной карте каждый раз превращается в нетривиальное лингвистическое упражнение. «Если нет игрока, чьи карты приносят больше деревьев, чем фабрик, то единственный игрок с наименьшим влиянием выигрывает». Возможно, для программистов на Фортране такие конструкции и не вызывают сложностей, но большинству людей остаётся молча недоумевать: если игрок с наименьшим влиянием — единственный, то против кого он вообще играет? Чтобы ещё больше усложнить понимание, в текстах карт вводятся специальные термины, обозначающие перемещение карт из одной игровой зоны в другую. Вы можете играть, перерабатывать, архивировать и зачитывать ваши карты и вы (гарантирую!) испытаете непередаваемые ощущения, когда в очередной раз возложите все свои надежды на одну карту, а потом выясните, что она делает не то, что вы думали (поскольку то, что вы думали, называется «зачтите», а на карте значится «архивируйте»). Мне довелось сыграть пару партий со своим скептически настроенным отцом, и на каждую мою фразу наподобие «активировать догму денег, чтобы переработать феодализм» он язвительно интересовался, знаю ли я значения тех слов, которые произношу?

Впрочем, все недостатки познаются в сравнении. «Инновация» значительно менее условна, чем преферанс и значительно менее запутана, чем настоящая «Цивилизация Сида Мейера». И, кроме того, её розничная цена составляет порядка 600 рублей, что не так уж и много по сегодняшним меркам. Активировать догму ядерной реакции и вернуть своих соперников прямиком к первобытно-общинному строю — бесценно. А для остального, как известно, есть MasterCard =)

Innovation, Обзоры

Похожие записи

  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Появился «Соображарий Два»
  • Король в Жёлтом прибывает в Аркхэм
  • Расписание ближайших игротек
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Экспресс-обзор игры Инновация (Innovation)

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Adblock
    detector