Всемирно известная игра «Мафия» представляет собой психологическую командную пошаговую ролевую игру.

В ней присутствует детективный сюжет, и игроки пытаются выяснить, кто из них является организованным меньшинством, т.е. «мафией», а кто неорганизованным большинством, т.е. мирными гражданами.

Читайте также: 13 необычных видеоигр, которые можно пройти меньше, чем за 1 день

Сюжет настольной игры «Мафия»

В городе разгул мафии, и его жители решают посадить всех мафиози за решетку. 

Мафия же в ответ решает избавиться от всех мирных жителей.

Интересные факты об игре «Мафия»

1. Игра «Мафия» была придумана Дмитрием Давыдовым в 1986 году. В тот момент Дмитрий являлся студентом факультета психологии МГУ. Сначала в эту игру играли только в общежитиях, аудиториях и коридорах университета.


1.jpg«>

2. «Мафия» начала набирать популярность в некоторых странах Европы, после того, как некоторые студенты МГУ уехали заграницу. Позже она стала известна и во всем мире. В США, например, игра «Мафия» появилась в конце 80-х годов прошлого века. Задокументировано, что впервые она появилась в 1989 году в одном из летних лагерей в штате Пенсильвания.

3. Автор игры, который в 1991 году переехал в США, сообщил, что его детище основано на культурно-исторической теории Льва Семёновича Выготского — бывшего студента МГУ и известного советского психолога 1920-х годов.

4. По мнению исследователей, в мире существует всего 2 типа игр: состязание (где ведется борьба) и представление (шоу). «Мафия» это редкий случай, когда в игре сочетаются черты обоих типов — в ней присутствует и маскарад, и борьба за выживание.

5. Прототипом этой игры считается европейская игра «Убийца» (Wink murder), которая стала популярной в середине 20-го века. Она отличается от игры «Мафия» тем, что в ней пытаются найти только одного маньяка, в то время как в «Мафии» пытаются вычислить группу убийц.


4.jpg«>

6. Игра «Мафия» стала популярной также благодаря очень популярному итальянскому сериалу «Спрут». В этой многосерийной картине главный герой (комиссар Каттани) пытается покончить с сицилийской мафией.

7. В Китае эту игру использую для лечения людей, страдающих игровой зависимостью. Также ее используют в летних лагерях США, как инструмент перевоспитания «трудных» подростков . В японских школах игру «Мафия» используют для обучения будущих присяжных.

8. Игра «Мафия» вошла в список 50-ти самых исторически и культурно значимых игр, которые появились после 1800 года.

Правила игры «Мафия»

Не существует единого правила игры в «Мафию». И все же её общий принцип остаётся прежним: всем игрокам ведущий раздаёт карты рубашкой вверх. Все игроки делятся на две группы: мирные жители (не знающие кто есть кто, но их большинство), и «мафия» (знают друг друга, но их меньшинство).

В каждой команде у игроков есть свои статусы: в команде мирных жителей есть комиссар — каждую ночь он может проверить статус одного игрока из всех участвующих (по некоторым правилам он может «убить» одного из участников Мафии), а среди «мафии» есть дон (его значение может варьировать в зависимости от версии игры).

Как играть в мафию

* Игра делится на 2 фазы: «день» и «ночь».


3.jpg«>

* Если ведущий объявляет, что в городе наступила ночь, то все игроки закрывают глаза и «засыпают». В самую первую «ночь» ведущий дает возможность «мафии» открыть глаза, чтобы все участники этой команды могли друг с другом «познакомиться».

* Когда мафия «засыпает», ведущий «будит» по одному других игроков, у которых есть особые статусы, тем самым ведущий узнает, кто есть кто в игре.

* Когда ведущий объявил, что наступил день, все игроки открывают глаза и начинается обсуждение. Они пытаются выяснить, кто из них нечестен (а значит, является «мафией»), а кто мирный житель. Игроки могут говорить одновременно или по очереди (на обсуждение выделяется определенное количество времени).

* После обсуждения ведущий начинает открытое голосование, в результате которого один житель выбывает из игры. Это может быть как мирный житель, так и представитель «мафии». В каждом варианте игры голосование происходит по-разному.


* Ночью «мафия» старается беззвучно «убивать» мирных жителей. Они жестами показывают ведущему, кого хотят «убрать». Есть такие версии игры, в которых только дон может решить кого «убить».

* Когда имело место «убийство», «просыпается» комиссар. Он указывает ведущему на одного из игроков, которого подозревает в нечестности, тем самым проверяя свои предположения. Ведущий беззвучно показывает комиссару прав тот или нет.

* В случае, если в игре есть игроки с другими «особыми ролями», они по очереди открывают глаза и беззвучно показывают ведущему свои действия.

* Когда наступает снова утро, ведущий называет игрока, которого «убила» мафия, и сообщает об остальных событиях, произошедших ночью. Игрок, покинувший игру, имеет право последнего слова, на это ему дается 1 минута.

* Всю информацию, которую игроки узнали, они должны использовать для выявления мафии и мирных жителей.

* Побеждает та команда, которая либо полностью уничтожила соперников, либо сделала так, что стало математически невозможно для соперников победить.

История[править | править код]

Довольно примитивная версия игры, возможно занесенная во времена Второй мировой войны, существовала в СССР в виде популярной дворовой игры «Сыщики и воры. Игроки вытягивали свернутые в трубочку записки, некоторые из которых были пустыми, а на некоторых имелись обозначения ролей: Татьяна, Сыщик, Вор, Судья и Палач.


личество записок соответствовало числу играющих, причем известными становились только Татьяна и Сыщик. «Татьяна» декламировала следующее вступление: «Я, Татьяна была пьяна, меня воры обокрали, кусок золота украли. Сыщик, ищи вора!» В этот момент вскрывался Сыщик и начинал искать Вора, в основном опираясь на выражение лиц и поведение игроков. Сыщик указывал на предполагаемого Вора, после чего указанный игрок был обязан предъявить свой жребий. Если Сыщик угадывал, то Вор подвергался наказанию. Если нет — то наоборот. Приговор выносил Судья, а приводил в исполнение Палач. Приговор состоял из холодных и горячих ударов, приводился в исполнение ремнем или полотенцем по руке приговоренного — до 20 ударов любого вида или комбинации «холодных» и «горячих». Способность вынести приговор была реальным индикатором «мужественности» в дворовой иерархии.

  • Игра придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем Каменска-Уральского[1][2][3][4][5]. Автором были придуманы основные принципы и основа правил игры, которые варьировались в различных любительских вариантах, но не строгие спортивные правила определённых разновидностей игры, выведенных позднее.

    ачала в мафию играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ. После того как некоторые студенты университета уехали за границу получать послевузовское профессиональное образование, игра стала распространяться по странам Европы, а затем и другим частям света. Например, первое появление игры «Мафия» в США документируется 1989 годом, в летнем лагере Пенсильвании[4].
  • По словам автора, переехавшего в 1991 году в Бостон, игра базируется на культурно-исторической теории советского психолога 1920-х годов Л. С. Выготского[6].
  • Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от карт, эта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа, не требует финансовых затрат, в отличие от футбола — хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое интеллектуальное удовольствие. В бескорыстной несерьёзности игры скрыт её потенциал[7].
  • Прототипом игры «Мафия» является[8] европейская игра под названием «Убийца»[en], известная с середины XX века[9]. В отличие от игры «Мафия», в «Убийце» игроки ищут одного маньяка, а в «Мафии» игроки посредством обсуждения уже вычисляют коллектив убийц — команду мафии.

  • Быстрому распространению и популярности игры помог итальянский сериал «Спрут», в котором полицейский комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией. В конце 1980-х его мотивы часто использовались в первых версиях игры, а некоторые вариации «Мафии» хранят названия ролевых персонажей и место действия в тон сериала до сих пор. Например, в Норвегии, до которой к 1995 году статус комиссара и название самой игры через «испорченный телефон» дошло как Kasar Khatani[10].
  • В 1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная психодиагностика» выпущено учебно-методическое пособие «Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры „Мафия“ и „Убийца“»[11]. Целями пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме.
  • В 2002 году на просторы Интернета вышло пособие по стратегии и тактике «Мафии» Рубена Есаяна «Записки игрока», состоящее из двух частей: «Записки красного игрока» и «Записки чёрного игрока». В книге подробно и скрупулёзно описаны все этапы игры, даны подробные рекомендации по действиям существующих персонажей (мафия, мирные жители, дон, шериф) на каждом этапе, а также сделан разбор наиболее часто встречающихся игровых ошибок.

  • В 2010 году московское издательство «Планета» выпустило книгу Эдварда Асликяна «Мафия (правила, тактика и стратегия игры)»[12].
  • В 2017 году Евгений Рогачевский и Григор Дердьян выпустили «Самый полный словарь игровых терминов и мафиозного сленга», в котором ими были собраны все существующие в «Мафии» определения и термины с подробными описаниями их значений и примерами использования в игре.
  • Игра «Мафия» также используется для лечения азартных людей от игровой зависимости в Китае и как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях в США[4]. С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники[3][13].
  • С 1998 года в крупных городах России[13], Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Китая[14][15][16] предпринимаются попытки организации специализированных салонов по игре «Мафия». Некоторые клубы проводят межвузовские маф-турниры[17].

  • Мафия признана одной из «50-ти наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года»[18][19].

Описание игры[править | править код]

Существует два принципиально различных вида игры, проводимых различными мафклубами по регламентированным правилам.

Первый часто называют «классическая мафия» либо «турнирная мафия»[20]. Здесь участвуют, как правило, строго 10 игроков: 7 мирных жителей с шерифом среди них и 3 игрока мафии с доном в качестве главы их команды. Правила этой игры продуманы так, что команды мирных жителей и мафии являются равносильными, несмотря на различное число игроков в этих командах. Характерной особенностью этих правил является то, что мафия «просыпается» только в первую ночь и договаривается о плане игры на всю последующую партию. «Отстрел» же игроков мафией ведётся в другие ночи с закрытыми глазами с помощью сгибания двух поднятых вверх пальцев — жеста, имитирующего выстрел, который фиксируется ведущим во время произнесённого им в порядке очереди номера игрока. «Выстрел» все игроки мафии должны одновременно сделать с закрытыми глазами только на произнесённом ведущим номере одного игрока, о котором договорились в первую ночь, или передоговорились жестами днём, благодаря чему мафия может «промахнуться» — тогда в живых остаются все игроки.


чами, кроме первой, по очереди, в разное время (не зная ролей друг друга) открывают лица только два игрока: дон и шериф. Дон имеет право проверить за ночь одного игрока на шерифство, то есть узнать у ведущего, является ли указанный им игрок шерифом. Шериф за ночь узнаёт у ведущего об одном выбранном игроке, является он мафией или мирным жителем. Днём шериф не должен признаваться игрокам в своей роли раньше времени, чтобы мафия не переназначила отстрел на него, но и не должен тянуть с этим, так как один из игроков мафии всегда может назвать себя шерифом и ложно назвать проверенных им игроков, как будет выгодно мафии. Игровые роли не раскрываются до самого окончания игры — таким образом, после ухода игрока никто, кроме него, не может быть уверен, был ли он мирным жителем или мафией. При обсуждении за столом говорит только один игрок — за речь игрока не в свою (данную другому игроку) минуту ведущим ставятся замечания, накопление которых, как правило, до 4-х, приводит к преждевременному выводу из игры получившего их игрока. Во время речи игрока другие могут обмениваться жестами, мафия может пользоваться этим для переназначения отстрела. Голосование происходит по системе относительного большинства — каждый живой игрок может проголосовать за изгнание только одной кандидатуры, а покидает стол игрок, набравший относительное большинство голосов. Именно этой версии игры посвящены книга Э. Асликяна «Мафия» и пособие «Записки игрока» Р. Есаяна.

Второй вариант игры часто называют «городская мафия», «мафия — город», иногда «питерская мафия». В этом варианте правил среди ролей игроков присутствуют, помимо простой мафии и мирных жителей, и различные персонажи, такие как маньяк и проститутка.

Кроме того, существует множество различных любительских, свободных вариантов правил. Тем не менее, существуют общие принципы игры[12][21][22]:

  • Ведущий предлагает участникам игры — (всем) жителям — карты рубашкой вверх на выбор. Может быть использован как специальный игровой комплект, в котором на картах уже напечатаны будущие «роли» игроков, так и обычные игральные карты: из простой игральной колоды выбираются несколько карт, которым назначаются соответствующие игровые роли, где мирным жителям соответствуют красные масти, а мафии — чёрные.
    • Игроки делятся на две команды: обыватели (получившие красные карты), не знакомые друг с другом, и мафия (получившие чёрные карты), находящаяся в меньшинстве, но узнающая друг друга в первую «ночь» (см.ниже).
    • Как в команде мафии, так и в команде обывателей, игроки могут иметь особые статусы: например, среди обывателей, как правило, есть шериф (в любительской мафии называемый также комиссар) (каждую ночь имеющий возможность проверить статус одного из игроков, в некоторых вариациях правил — также может ночью «убить» одного из членов Мафии), а среди мафии — дон (значение роли отличается в разных версиях).
  • Игровой процесс разделён на две фазы: «день» и «ночь».
    • Когда ведущий объявляет в городе «ночь», игроки закрывают глаза — «спят». В первую ночь ведущий позволяет мафии открыть глаза и запомнить своих соратников — «познакомиться». После чего мафия «засыпает», а ведущий по очереди требует проснуться других игроков с особыми статусами. Таким образом ведущему становится известен расклад в игре.
    • По объявлении «дня» просыпаются все жители и обсуждают, кто из них может быть причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за «посадку в тюрьму» (в различных версиях игры этот процесс называют судом Линча, повешением, убийством): набравший большее число голосов «отправляется за решётку» (выходит из игры).
    • Обсуждение может идти как всеобщее (все игроки говорят одновременно), так и поочерёдное (каждый игрок говорит в течение определённого периода времени, по очереди).
    • Правила голосования в разных версиях Мафии могут существенно различаться: так игроки могут голосовать либо за каждого кандидата отдельно (тогда этот кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов), либо одновременно (то есть каждый игрок отдаёт голос лишь против одного кандидата; в этом случае игру покинет игрок, набравший относительное большинство). Встречаются и другие модификации: кандидаты на удаление могут получать «оправдательную минуту», после которой голосование повторяется, либо же предъявляется требование, чтобы против игрока голосовали несколько раз.
    • Затем наступает «ночь». Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых обывателей, показывая ведущему кого именно. В некоторых версиях окончательное решение о ночном убийстве принимает дон мафии, После убийства мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить» на причастность к мафии. Ведущий всё так же беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого. Если в игре участвуют другие «особые роли» — они также по очереди просыпаются и жестами показывают ведущему совершаемое действие. Существует версия мафии, при которой мафиози просыпаются только в первую ночь — во все последующие ночи мафия убивает одного из игроков поднимая руки над столом и делая жест «выстрел» во время того, как ведущий называет номера игроков, сидящих за столом. В этом случае умирает игрок, в которого «выстрелили» все живые члены команды мафии.
    • Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью, если не случилось промаха мафии, иначе утро объявляется добрым, а также предоставляет информацию о других ночных событиях. Убитый игрок выходит из-за стола, иногда имея право на «последнее слово». В некоторых версиях мафии роль убитого раскрывается ведущим, в других же случаях она остаётся в секрете.

Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «осуждения».

Игра продолжается до победы одной из команд. Победа может присуждаться как после полного уничтожения одной из команд, так и в ситуациях, когда победа одной из команд становится математически невозможной.

В игре Мафия часто используются дополнительные роли, каждая из которых имеет свою особую функцию. Роли могут как разнообразить игру, так и внести существенный дисбаланс. Существуют игры с несколькими противоборствующими командами мафии, дополнительными возможностями для обывателей (например, карта «камикадзе»: в случае смерти игрок может немедленно «убить» любого другого игрока за столом), а также различные условия использования уже существующих ролей (например, доктор может иметь или не иметь права лечить самого себя, лечить одного и того же игрока несколько раз подряд, маньяк может быть обязан убивать ночью или иметь право отказаться от убийства).

Число игроков[править | править код]

Возможное: от 3 и больше. При малом количестве игроков игра быстро заканчивается, при большом из-за общего шума и разбиения на кучки обсуждающих теряет смысл. Можно применить следующую формулу для расчета количества членов мафии:

M = N k {\displaystyle M=\left\lfloor {\frac {N}{k}}\right\rfloor }

,

где

M {\displaystyle M}

 — число мафиози,

N {\displaystyle N}

 — общее число игроков,

k {\displaystyle k}

 — расчётный коэффициент.

  • для игры вживую — в салонах, в IRC и чатах
    k {\displaystyle k}

    варьирует в пределах от 3 до 4.

  • в сетевых играх с отсрочкой хода — PBEM, форумы, блоги и социальные сети — обычно принимается повышенное значение
    k {\displaystyle k}

    ,

    k >= 4 {\displaystyle k>=4}

    : бо́льшая часть участников игры — мирные жители.

Телевизионные версии[править | править код]

Время от времени появляется информация о реализации игры на телевидении в форме телешоу.

  • С 1990 по 1995 годы Латвийским национальным телевидением LTV1 транслировалось еженедельное телешоу «Парламент против Мафии» (латыш. Parlaments pret Mafiju). По свидетельству очевидцев игра проводилась на 12 человек. Один из гангстеров являлся «Крёстным отцом», он суммировал мнения членов мафии, после чего собственноручно принимал решение, кого лишить жизни. Комиссара называли «Следователем». Днём все живые жители — «парламентёры» — обсуждали, кого им следует «линчевать». Двум приговорённым отводили минуту на последнее слово перед экзекуцией. Того, кому не удавалось разжалобить парламент, «казнили»[23].
  • В 2004 году студией «Позитив TV» (известной в основном по телепередаче «Городок») была предпринята попытка организовать российский телевариант игры. Для шоу, носившего название «Против мафии», была выбрана версия игры с нераскрываемыми ведущим после хода картами убитых и посаженных жителей (т. н. «игра втёмную»). Игра была ролевой — жители получали карточки с названием профессии, которую им следовало назвать телезрителям и отыгрывать в процессе шоу. Двум игрокам, на карточках которых было выгравировано «мафия», и ещё одному, у которого красовалось «комиссар», за долю секунды необходимо было придумать себе профессию и тем самым раствориться в толпе честных горожан. Игра проводилась на девять человек в оригинальных красочных декорациях[24]. Для создания у зрителей ощущения интриги и сопереживания честным жителям игровые «ночи» показывались лишь в самом конце шоу. В качестве игроков приглашались корреспонденты газет «Панорама ТВ», «Комсомольская правда», журналов «Собака.ru», «Календарь», «Афиша» и начинающие питерские киноактрисы. По окончании каждой игры ведущим, заслуженным артистом РФ Александром Строевым[25], выбирались три лучших игрока, премируемых денежными конвертами. Победитель финальной супер-игры стал счастливым обладателем путёвки на Сицилию. Шоу «Против мафии» транслировалось 5 каналом Санкт-Петербурга и украинским телеканалом НТН в 2005 году[26], МТРК «Мир» в 2007 и 2008 годах[27].
  • Осенью 2009 года в вечернем эфире телеканала Муз-ТВ появилось своё шоу «MAFIA»[28]. Игры проводились на десять и девять участников. Для варианта на десять участников игры раздавалось три карточки мафии, а на девять жителей — две мафиозные карты. Особенностью данной телеигры являлось отсутствие комиссара. Большинство участников телешоу — музыкальная и околомузыкальная богема, и зрители телеканала. Вёл игру шоумэн Александр Пряников[29].
  • В конце 2010 года телекоммуникационная компания Tele2 проспонсировала выпуск телешоу «Мафия в городе» для регионального круглосуточного кемеровского телеканала «Мой город»[30].

В кинематографе[править | править код]

В январе 2016 года в прокат вышел российский художественный фильм «Мафия: Игра на выживание». Сюжет фильма связан с вымышленным телешоу по правилам «Мафии».

Сообщается, что для этого фильма у автора игры Дмитрия Давыдова были официально выкуплены права на экранизацию[31][32].

Mafia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector