Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.

Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.


Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.


В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.

Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.


Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого — они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.

В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.

Основы техники


По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.

Причем отличие это очень контрастно в сравнении с нежностью растительных орнаментов других видов искусств, мезенский орнамент как наскальное письмо древних пещерных людей символизирует схематический сюжет разделенный на ярусы, что также дает на архаичную отсылку.

Мезенская роспись Мезенская роспись Мезенская роспись

Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.

Мезенская роспись

Расшифровываем символику


Истоки символов росписи расшифровываются исследователями в мифологии древней наскальной живописи. О символике ярусности можно сказать, что она отражала три мира — подземный, наземный и небесный, между ними оставляли место — окно, в котором помещали животных и птиц. В нижних ярусах отображались схематические кони и олени с причудливыми завитками вместо гривы и парящими, неестественно длинными конечностями с кисточками на концах, напоминающих перья. Животных изображали, следующими друг за другом. Иногда они соприкасались копытами в мнимом поединке, а иногда просто были обращены лицом к лицу.

Мезенская роспись Мезенская роспись

Элементы на животных могли видоизменяться, грива меняла направление, рассказывая нам в какую сторону бежало животное или в основном использовали красную расцветку для тел животных. Поэтапное рисование животных отображено на фото ниже:


Мезенская роспись Мезенская роспись

Красный цвет служит основным цветом для замалевок, а черный дополняет завитки и изгибы, завершая контуры.

Мезенская роспись Мезенская роспись

Элементы узоров статичные, периодически повторяються. Прямая линия обозначает земную или небесную твердь, а графически часто земля изображалась как квадрат. Все известные явления природы, такие как гроза, дождь, облака, ветер, огонь, растущие растения, воплощались в определенных значениях орнамента. Интересно то, как незамысловатость техники рисования легко и ненавязчиво раскрывает сюжет картины. Рисуем оленя, звездочку, спиральку и завитки и получаем благородного оленя, бегущего по зимней ночной дороге.


Мезенская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись

В рисунках присутствуют вспомогательные связывающие зигзагообразные и спиралевидные простые элементы, которые в свою очередь дополняют вид изображения зверей и растительного мира.

Мезенская роспись Мезенская роспись

Уроки по рисованию мезенской техники преподают в художественных школах и изучаются на ряду с остальными. Традиция северной росписи остается и в наше время, привнося современные изгибы и новшества в искусство, хотя основные черты и знаки сохраняются в своем схематическом исполнении, выдержанными веками. Изделия, выполненные в этой росписи, изготавливаются многими мастерами современности, как в массовом производстве, так и домашнем хозяйстве. Незамысловатые рисунки легко осваиваются детьми.

Мезенская роспись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector