Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Обуховская школа» Старооскольского района Белгородской области

Кустарные промыслы Обуховки


Выполнила: Рябикина Вероника, ученица 9 кл.

Руководитель:

Тимонова З. Е.,

учитель русского языка

и литературы

Ст. Оскол,

Обуховка, ул. Школьная, 30

Содержание

Введение………………………………………………………………3

  1. Природно-климатические условия Поосколья………………….3

  2. Промыслы и ремесла Обуховки………………………………….3

  3. Кожевенное дело………………………………………………….4

  4. Кузнечное производство…………………………………………5

  5. Столярное производство…………………………………………6

  6. Войлоковаляние…………………………………………………..6


Заключение…………………………………………………………..9

Источники и литература……………………………………………10

Введение

Минуло первое десятилетие XXI века…Сегодня стало очевидно каждому, как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа, зародившейся в глубокой древности и расцветшей в повседневной жизни народа-кормильца, пахаря, работника.


этому возродить некогда великое Российское государство можно, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Я рад, что в последнее время наметилась положительная тенденция к глубокому изучению и возрождению народных праздников и обрядов, старинных ремесел.

Природно-климатические условия Поосколья

С древнейших времен, с самого начала заселения Поосколья получили широкое развитие многочисленные промыслы и ремесла. Способствовали тому во многом, во-первых, благоприятные природно-климатические условия: мягкий климат, обилие лесов, рек и водоёмов, плодородные земли; во-вторых, этнический состав переселенцев из различных регионов Российского государства, принесших в наш край свои культурно-бытовые традиции; в-третьих, патриархальный характер ведения хозяйства, необходимость удовлетворять собственные нужды во многих предметах быта: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда.


Промыслы и ремесла Обуховки

С XVII в крае зафиксированы многие ремесленные специальности: токари, кузнецы, горшечники, гончары, плотники, шорники и т.д. В XVIII веке начали складываться специализированные промысловые центры, которые окончательно оформились к концу XIX — началу XX вв. Население Обуховской волости занималось разными ремеслами: колесное (Черниково, Выползово); производство саней и телег (Кобылино); гребни, гребенки и скалки (Черниково); отменными кустарями считались Обуховские кузнецы.

Обуховка была одним из зажиточных сел Старооскольского уезда. На это оказывало влияние достаточно близкое нахождение уездного города и проведение больших ярмарок в селе в дни православных праздников: Воздвиженья Креста Господня – 17 сентября, Апостолов Петра и Павла – 12 июля, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. Центральная улица села носила название Базар или Базарная. На ней располагались торговые ряды. В эти дни съезжались крестьяне со всей округи. Проходили ярмарки празднично, весело. У торговых людей в Обуховке существовал даже свой язык – сабельский. Служил он для тайных переговоров между купцами. Некоторыми словами из этого языка до сих пор пользуются обуховские старожилы. Например: хлеб – окрий, лошадь – волот, корова – явлыга, собака – скиль, курица – варнавка.


В селе Обуховка с XIX века и до начала 30-х годов XX века было широко развито ремесленное дело: кожевенное, кузнечное, сапожное, столярное.

Кожевенное дело

Кожевенное дело представляли мастера Козлов Дмитрий Захарович, Ляхов Дмитрий Михайлович. Они имели каменные двухэтажные дома, сохранившиеся в селе до сегодняшнего дня. Кстати, мне и моей семье посчастливилось жить в одном из таких домов в настоящее время. На первом этаже находилась мастерская, на втором этаже жила семья. Станки по выделке кожи ставили на реке Котел. Труд рабочих был очень тяжел: приходилось по несколько часов стоять по пояс в воде. В Обуховском лесу была построена фабрика по производству изделий из дерева. Впоследствии семьи кожевников были раскулачены, так как считались самыми зажиточными. Кроме Козловых и Ляховых были раскулачены семьи Белоусовых, Щербаковых, Скрыпкиных. Тех, кого оставляли, обкладывали налогами, так что мастера бросали свое дело и уходили…


Кузнечное производство

Кузнечное производство было одним из важных хозяйственных элементов в жизни уезда.

Кузнечным производством занималось население повсеместно, даже в небольшой деревушке была кузница. Однако отменными кустарями считались кузнецы Обуховки и Орлика. Кузнецы в основном работали на заказ и большей частью в осеннее-летнюю пору. В Обуховке кузнечным промыслом было занято 24 двора. Кузнецы выделывали главным образом сошники, топоры, буравцы, долота, ножницы, ножи, кочерги, петли для ворот, подковы для лошадей. Готовый кузнечный товар возили по базарам, ярмаркам. Особенно славились Обуховские топоры, за ними съезжались со всей округи.

В Обуховке в начале века проживали династии кузнецов. Хорошим кузнецом был Невинных Федор Стефанович. Трофим Яковлевич Киселев воспитал кузнецами семерых своих сыновей. В 1926 году, как только Киселевы поставили новый дом, их сразу причислили в разряд кулаков. А когда лавку свою решили открыть на 1 этаже, их вовсе задушили налогами и раскулачили. Не дожидаясь выселки, вся большая семья Киселевых снялась с места и бежала в Нижнедевицк. Там очень нуждались в кузнецах.


Были в Обуховке и маслобойщики: Шарапов Андрей, Яновский Максим. Сын Максима Иван стал сапожником. Сложное это было ремесло. Дратву делали из конопли, для крепости смолой обрабатывали, иглы делали из свиной щетины, а гвозди из дерева. Несмотря на примитивные орудия труда, обувь выходила крепкой и надежной.

Столярное дело

Столярным делом занимался в Обуховке Солдатов Петр Иванович. Изготавливал любую мебель: сундуки, буфеты, диваны, тумбочки, столы раздвижные, квадратные и круглые. Занимался чеканкой, позолотой по металлу, делал оклады для икон. Попал в Обуховку как крепостной, за которого дали собаку. Мать его Анна Трофимовна была замечательной бубличницей. Раскулачивание не коснулось Солдатовых лишь потому, что в семье было 11 душ детей.

Одним из самых популярных кустарных промыслов было производство самопрялок (в народе их называли просто «прялка»). Обуховские прялки отличаются исключительной легкостью, красотой, изяществом, изобилуют тончайшими, ювелирной выделки резными деталями. Их хорошо знали и быстро раскупали на многих главных ярмарках. Особенно возрос спрос на прялки после Великой Отечественной войны в условиях разрухи хозяйства и бедности населения. Очень многие сельские женщины вновь стали прясть, ткать холсты, деружки, попонки, половики.


Повсеместно изготовляли ступы, корыта, рубели, скалки, цепы, крюки на косы, маслобойки, солонки, ложки и другие бытовые предметы. Делали колеса для телег из ветлы и березы, изготавливали обручи из ветлы, реже дуба.

Войлоковаляние

Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство. Войлок — единственный вид текстиля, служивший человеку на протяжении всей жизни. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, как считали древние, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Материалом, из которого изготавливали войлок, в основном была овечья шерсть. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна могли сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара, на чем и был основан принцип войлоковаляния.


скольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы и была не пригодна к валянию, то первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца, лошадь и собака. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н. э, когда были одомашнены лошадь и собака, использование которых сделал возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из домашнего производства стало жизнеопределяющим.

Почвы Старооскольского района представляли собой сыпучие пески, частью лишь меньшей или большей связанности, супесчаная почва. Не была исключением и Обуховка. Поэтому крестьянам, чтобы прокормить семью, нужно было искать дополнительные источники дохода. В связи с этим получило свое развитие животноводство и особенно разведение овец, с которым было связано производство сукна. При небольших мельницах строили помещения для сукновален. К примеру, в д. Новиково было две сукновальни, а в Обуховке, по свидетельству архивных документов, граф Салтыков организовал ковровую фабрику, где малороссияне ткали ковры и изготовляли попоны для лошадей. Со временем стали специализироваться на торговле суконных изделий и валяной обуви.

Для безворсовых ковров региона первой половины Х1Х в.


ли характерны рисунки из цветных полос, гладких или с орнаментом, а также из равномерно заполняющих поверхность ромбов, треугольников и других фигур. Согласно данным исследователей, были и более сложные композиции с выделением центрального поля и каймы, заполненных геометрическими фигурами, часто уступчатыми ромбами разного цвета, вписанными один в другой. Распространение коврового производства среди сельского населения и мещанства объясняется также широким использованием ковров в быту, соблюдением старинных обрядов и обычаев, таких как: введение в приданное невесты ковра как обязательного предмета, украшение коврами свадебного поезда, катание на Святках и на Масленицу на лошадях на устланных коврами санях, передача ковров по наследству по женской линии и т.д.

Исследователи отмечают, что в конце Х1Х в. постепенно изменился узор безворсовых самотканых ковров: старинный геометрический орнамент заменяется цветочным растительным узором – розы, маки, шиповник, незабудки.

Для окраски пряжи заготавливали красители немногих цветов: красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, черный. Но используя их сочетания, местные ткачихи добивались большого художественного эффекта — звучности красок, гармонии в рисунках.

Старооскольские шерстяные безворсовые самотканые ковры славились своей качественной выделкой и отличались яркостью и прочностью цветов.

Фон у ковров был черный, реже красный. На этом фоне в окружении яркой, сочной зелени в свободном ритме располагались красные, малиновые, ярко-розовые крупные цветы, преимущественно розы. Эти цветы почти полностью закрывали фон ковра.

По рассказам старейших мастериц Обуховки, труд ковровщицы был очень тяжелым. Ковры ткали на домашнем горизонтальном ткацком станке – «кроснах». Все подготовительные процессы: прядение шерстяных нитей, изготовление ярких растительных красителей и крашение пряжи, а также изготовление основы было делом самой мастерицы. Долгие зимние вечера проводили женщины, в основном девушки, за ткачеством, выбирая при тусклом свете плошки сложный ковровый узор. По их же словам, по качеству ковра судили о достоинствах невесты, а слава об искусной мастерице выходила далеко за пределы села.

Следует добавить, что самотканые шерстяные ковры и узорные дорожки, вытканные в конце XIX — начале XX вв., еще и сейчас украшают дома многих сельских жителей Старооскольского района, особенно старшего возраста.

Заключение

Прошло немало времени, прежде чем увеличился интерес оскольчан к ремеслам наших предков. Все больше людей разных возрастов, профессий и сословий стремятся овладеть тем или иным ремеслом, вдохнуть в него вторую жизнь. Войлоковаляние в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения — так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины. Поэтому хочется верить, что это ремесло не умрет никогда, как никогда не умрут замысловатые изделия из дерева, глины, вышивка…

Источники и литература

  1. А. П. Никулов. Оскольский край. – Старый Оскол, 1997.

  1. Т. П. Беликова, М. И. Емельянова. Живые родники Староосколья. – Старый Оскол, 2003.

  1. А. П. Никулов, Э. И. Григорьев. Старый Оскол 1593-1993 г.

4. Газета «Путь Октября», 1967 г. №38

Невозможность существовать только за счет сель­ского хозяйства заставляла татарских крестьян в прошлом прибегать к побочным заработкам. Такие заработки в северной части края давали преимущественно кустарные промыслы, на правобережье Волги — отходничество, а на востоке, Главным образом в Приуралье,— работа по найму в сельском хозяй­стве у помещиков и кулаков.

Кустарными промыслами, особенно в местностях, расположенных к северу от Казани, занималось до 80% взрослого населения и значитель­ная часть подростков обоего пола. Заготовляли липовую кору, шили рогожи и кули, плели лапти. Эти промыслы не требовали большой квали­фикации, несложным был и инвентарь. Обычно всю зиму крестьяне-бедня­ки в своих избенках по 15 часов и более занимались кулеткацким делом, работая в основном на материале скупщика. Обрабатывали также древе-

сину (бондарное, колесное производство, изготовление долбленой посуды и т. п.). Многие занимались обработкой кожи, овчин,, шитьем обуви, по­лушубков,. шапок, рукавиц и т. д., а также изготовлением изделий из шерсти (валяная обувь, головные уборы). Женщины ткали сукна, холст, пестрядь, полотенца с орнаментированными концами. Было некоторое число слесарей и других ремесленников, занятых обработкой металлов. Кузнецов не было, так как кузнечным ремеслом царское правительство запрещало заниматься всем нерусским народам края. Характерной для татар была выделка своеобразной орнаментированной так называемой азиатской сафьяновой обуви. Среди татар встречалось много ювелиров, изготовлявших «восточные» украшения.

Большинство кустарей занималось промыслом для дополнительного заработка, но для многих промыслы являлись основным занятием. Они полностью или частично забрасывали сельское хозяйство и сдавали зе­мельные наделы в-аренду. Некоторые поселки превращались в специально ремесленные, где сельским хозяйством занималось меньшинство населе­ния. Были поселки шубников, валяльщиков, рукавичников и т. п. Однако, несмотря на большой спрос на изделия кустарей, заработок их был ничто­жен (редко более 100 руб. в год), так как львиную долю забирали себе поставщики сырья, скупщики, «организаторы» производства и тому подоб­ные люди, беспощадно эксплуатировавшие кустарей. Много кустарей-ре­месленников проживало в городах.

Значительное число разорившихся крестьян, не имевших никакой квалификации или происходивших из местностей, где трудно было добы­вать сырье (безлесные районы), уходило на сторону, в города края, на за­воды Урала, нефтепромыслы Грозного и Баку и особенно на шахты Дон­басса. Шли и в центральные города и даже на золотые прииски Алдана и Лены. Многие отправлялись на Волгу и Каму работать грузчиками. Не имевшие квалификации и не знавшие русского языка татары-отходники брались за любую работу. Немало, особенно правобережных татар-миша­рей, работало возчиками на трактах. Некоторые отходники постепенно приобретали ту или иную квалификацию, работали вдали от родной дерев­ни по многу лет, возвращаясь домой уже стариками, но большинство уходило лишь на зимние месяцы.

После Октябрьской социалистической революции, в период индустри­ализации страны, число кустарей сократилось, так как многие ушли ра­ботать в промышленность. Остальные объединились в артели промысловой кооперации. Некоторые артели постепенно превратились в фабрики. На­пример, кукморские кустари-валяльщики теперь работают на валяльных фабриках уже в качестве рабочих, а дер. Кукмор стала крупным рабочим поселком со специфическим производством. Многие бывшие кустари-мехов­щики работают на крупнейшем в СССР Казанском ордена Ленина меховом комбинате, возникшем здесь именно на базе наличия квалифицированной рабочей силы. Ныне прежние кустарные артели влились в систему местной пр омыш л енности.

Многие сельские жители-татары работают на новостройках. Развитие социалистической промышленности в республике потребовало огромного количества рабочей силы, и многие крестьяне переселились в города и рабочие поселки, став постоянными рабочими.

Становление и развитие кустарных промыслов в России (на примере Нижегородской губернии)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector