Основу украинской мужской одежды составляют рубаха, сшитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются – со стоячим, отложным воротником, без воротника.

Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя ее в штаны (россияне носят поверх штанов) – так носили кочевые народы.

Вообще рубаха (по укр. – сорочка) – один из наистарейших элементов одежды. Известна еще со времен Киевской Руси. Сорочки имели различные варианты кроя и пошива. Были праздничные и повседневные. Изготовлялись из полотна разного качества.

Основными типами сорочки были: туникоподобная, с плечевыми вставками, с общим рукавом.

Сорочки должны были делать жены. Обычно жених приносил в новую семью 2-3 сорочки.


Вообще, рубаха появилась в эпоху «античности». Ее предшественником была римская туника.

Рубаха имела как практическое, так и символическое значение. Чистая (белая) рубаха ассоциировалась с чистой душой (одевалась во время крещения). Преступники тоже представали в одной рубахе.

К средневековью – рубахи стали важным компонентом как мужской так и женской одежды.

В киевской Руси, а потом на украинских землях рубахи вышивались (в разных регионах Украины – свои особенности). Вышивались – у ворота, по краям рукавов, на плечах, и по подолу (именно эти места считались уязвимыми для злых духов). И вышивка выполняла роль оберега, Вышивались солнечные символы, изображения рыб, птиц и т.д.

В народном костюме рубаха (сорочка) была верхней одеждой, а в костюме знати – нижней.

 

Штаны. Украинцы закрепляли на теле с помощью шнура или ремня (его украинцы носили с упряжкой). Украинские штаны, особенно штаны казаков отличались очень большой шириной. Между штанинами вшивалась ширинка. Штаны шились из холста или сукна. Гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов.

Изначально штаны носили кочевые народы. Очень удобно было при верховой езде (скифы, гунны). Вначале каждая штанина была отдельным предметом, поэтому во многих языках название этого вида одежды является существительным множественного или двойственного числа.

Потом были заимствованы римлянами, как защита во время холодов.


Если в Европе штаны были традиционно мужской женской одеждой, то на Востоке они были и женской одеждой. Женские штаны или шаровары носили под юбкой или платьем, выполняли функцию нижнего белья. И отсутствие штанов под юбкой считалось неприличным.

В Древней Руси штаны носили уже с 11 в. Назывались «штаны». Термин «брюки» (в России) – появился с 17 в. С 18 стал употребляться везде в России.

В Украине еще до 19 в. ношение штанов считалось признаком социально-возрастной зрелости: их одевали юноши только после 15 лет.

Там в Украине, где носили широкие штаны – рубаху заправляли, где узкие – рубаха навыпуск.

Разновидности штанов:

В Украине также популярны были штаны – шаровары (широкие около паха, и сужавшиеся книзу). Шаровары красного или синего цвета считаются традиционной одеждой запорожских казаков (заимствовано с Востока, из Ирана).

Бриджи – короткие брюки до колен, плотно охватывающие ноги. С 16-17 века носились в Западной Европе, как часть мужского костюма. Позднее – с высокими сапогами.

Галифе – брюки облегающие голени, и сильно расширяющиеся на бедрах. Названы по имени французского генерала Галифе (жил в 19 в. – начале 20). В основном, армейская одежда.

Джинсы – брюки из плотной хлопчатобумажной ткани. Впервые изготовлены Леви Страусом в 1853 г. В качестве рабочей одежды для фермеров (первые джинсы стоили 1,5 доллар). Изначально изготавливались из конопли, а с середины 20 в. – уже из льна.


Рейтузы – штаны для езды верхом (вязаные шерстяные штаны, плотно обтягивающие ноги). Пришли к нам из севера Европы (в Украине и России больше известны под названием «лосины», хотя лосины – это обтягивающие штаны из синтетических материалов).

Трусы – «короткие штаны», надевающиеся на голое тело. Трусы в своем нынешнем виде возникли в конце 19 – начале 20 веков. И были привилегией, в основном высших слоев общества. Женщины, например, до этого вообще обходились без трусов.

Женский традиционный украинский костюм имеет много локальных вариантов. Классические элементы одежды сохранились больше всего на Полесье и в Среднем Поднепровье. В южных регионах Украины – слияние разных типов одежды. В Подолье – заметно слияние украинской одежды с молдавской, на северо-западе – с поляками.

Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка – сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей – нижняя часть шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи. Именно они считаются у женщин праздничными. Интересно, что в восточных регионах Украины носили рубахи без воротника; а в западной – с воротником (такая рубаха с воротником называлась польской).

В женской рубахе обычно украшался вышивкой подол, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Также украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом. Широкие рукава рубахи заканчивались манжетом у запястья.


По традиции украинские девушки до свадьбы носили только подпоясанную рубашку. Надевание поясной одежды связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Поясная одежда называлась – понева. Это общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало 3 разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничный наряд в крупную клетку – плахта.

Дерга – состояла из 3-х сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м. шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Дерга – это повседневная одежда, поэтому ее шили из черной или некрашеной ткани без всяких украшений. Была распространена на Подолье, Прикарпатье, Буковине, Полтавщине.

Запаска – наидавнейший вариант несшитой набедренной одежды. Была известна практически по всей Украине. Была в виде двух кусков толстого однотонного сукна разной ширины, чаще черного или синего цвета. Вначале на талии повязывали заднюю часть – более широкую и длинную (задниця), а спереди закрепляли вторую – узкую и короткую (попередниця). Это была повседневная рабочая одежда.

Также на всей Украине был и фартук – для защиты одежды от грязи.

Плахта как праздничная одежда изготавливалась из ткани клетчатого орнамента. Ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. Плахта делалась из двух полотнищ ткани, которые сшивались наполовину или на две трети.


Понева в дальнейшем эволюционировала в юбку (спідницю). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки – андараки.

Дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы.

 

Верхняя одежда украинцев – разнообразна. Ее типы отвечали специфике природно-климатических условий, характеру хозяйственной деятельности, социальному положению населения.

Традиционно верхняя одежда подразделяется на осенне-весеннюю, зимнюю и летнюю. Выделяются несколько наиболее распространенных видов:

1. С прямой спиной – вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опанча.

Украинский народный костюм

Наподобие этого – чуга. Распространен у западных украинцев. Чугу набрасывали на плечи, не надевая в рукава.

Манта или гугля – распространен у гуцулов – похожа на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон.

Жупан – давний тип славянской верхней одежды. Праздничный наряд. Наличие жупана – признак богатства.

Украинский народный костюм

Кожух – зимняя одежда из овечьих шкур мехом внутрь.

Было еще много других одежд.

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. Он изначально играл роль оберега. Нарядные пояса были длиной до 3-4 м., ими обматывали талию в несколько раз, а концы свешивались до колен или ниже. Дорогие пояса передавали по наследству.


Пояса выполняли разнообразную функцию: при их помощи закреплялась верхняя одежда, они защищали и стягивали мышцы живота во время физического труда, на них крепились мелкие вещи для повседневного труда. Издавна существовала традиция изображения на поясах различных знаков – оберегов, символов, эмблем.

Также считалось, показаться на людях без пояса – скомпрометировать себя. Сорвать с кого-то пояс при людях – было тяжелым оскорблением.

 

Мужские головные уборы. Разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме – это конусы, цилиндры и полукруглые шапки.

Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

Кучма – высокая барашковая шапка, малахай – зимняя шапка с удлиненными наушниками.

С 19 в. украинцы начинают носить кепки.

 

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих – они должны полностью покрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. В разных регионах Украины были разные способы завязывания платка.

Упрощенный вариант головного убора женщин – мягкая легкая шапочка – чепчик.

Также мировой известностью пользуются украинские венки из цветов с лентами как девичий головной убор.


Вообще девичьи головные уборы не закрывали голову и косу. Коса – основная прическа украинской девушки. На Востоке Украины девушки во время праздника заплетали одну косу, свисавшую. А во время работы – две, и укладывались венком на голове.

Еще во времена Киевской Руси украинские девушки носили распущенные волосы, разделенные на две части.

В западной Украине была традиция продолжать косы искусственно с красной шелковой нити.

Женские прически замужних обычно сводились к закручиванию волос в узел и затыкание под головной упор. Ходить без головного убора замужней – нельзя. Считалось, что в таком случае мог быть неурожай и болезни.

Украинский народный костюм

 

 

Обувь украинцев – как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой (постолы, ходоки):

Украинский народный костюм

Также изготовляли обувь из коры деревьев (лычаки):

Украинский народный костюм

Летом женщины, особенно бедные, ходили босиком.

Для женщин делались праздничные кожаные туфли на невысоком подборе – черевички:

Украинский народный костюм


Женские украшения. В первую очередь – это серьги. Они появились как мужское украшение. В разное время они имели разную символику:

В далекой древности люди считали, что уши были вратами через которые входили и выходили духи. Кроме того считалось, что уши – прибежище разума. Поэтому была необходимость защищать уши. Отсюда и серьги – как амулеты.

В Древнем Риме серьги на ушах носили рабы.

В Древней Греции серьги носили только проститутки.

Серьги были популярны еще в Древнем Востоке до нашей эры.

Также были популярны в средние века в Европе, до тех пор, пока в 13 в. католическая церковь запретила их использовать, как украшения, изменяющие человеческое тело (совершенное) созданное по образу и подобию Божиему. Но многие продолжали носить:

Цыгане, например, одевали серьгу в ухо мальчику, если он родился после смерти предыдущего ребенка или же если он – единственный сын в семье.

Воры серьгой демонстрировали бесстрашие по отношению к церкви, запрещающей носить серьги.

У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

Традиция носить золотые и серебряные сережки прижилась и на Руси. Серьги указывали на социальное положение семьи. Простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные – из серебра. Из княжеской семьи с украшениями и из золота.

В 16-17 вв. на Руси серьги носили холопы. Серьга в ухе – символ принадлежности хозяину.

Казаки запорожские тоже носили серьги: серьга в левом ухе казака означала, что он единственный сын у матери, серьга в правом – последний мужчина в роду.


В 20 в. Считалось, что если мужчина носит серьгу в левом ухе – он гомосексуалист. В правом- гетеро.

В Украине с сережками было связано много обрядовых поверий:

Считалось, что сережки могут снимать головную боль. Потерять сережки считалось большим несчастьем. По традиции в пост или траур одевали самые простые сережки. А в первую брачную ночь невеста обязана была снять сережки.

Девочкам прокалывали уши с младенчества. Дети носили медные, а девушки и женщины – серебряные и золотые.

Обрядовая символика костюма: например, платок или полотенце при сватовстве, а также платок на похоронах – должны были защитить человека от злых сил, принесли здоровье и благополучие (кстати, черный цвет на похоронах прижился только в 19 в., а до этого был белый или синий).

Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка обязательно должна была сшить своему жениху рубашку.

— — — — — — — — — — — — — — —

Носовой платок как модный аксессуар появился в Италии где-то в 16 в. А потом пошел по Европе. Он являлся декоративным дополнением к костюму. И только с 19 в. он становится гигиеническим предметом широкого потребления.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Когда появились неизвестно. Наиболее ранние относятся к 16 веку. Вначале они были как декоративный элемент к костюму. А в 18 в., когда стало модным нюхать табак – платок выступает как гигиеническое средство, но только среди знати. Причем они были с украшениями, с камениями и т.д. И считалось, что их нужно иметь много. Так, в богатых семьях их было по несколько сот.


 

Бюстгальтер. От немецкого слова – «поддерживающий грудь». Еще в Древней Греции носили повязки, поддерживающие грудь. Древние римлянки носили кожаные пояски, поддерживающие грудь.

Бюстгальтеры в том виде, как мы их знаем появились в конце 19 в. во Франции.

 

— — — — — — — —

Борода. Считалось, что бороду и усы брить нельзя – это мужская красота. В «Русской правде» за бритье – огромный штраф. Если сбриваешь бороду – чуть ли не антихрист. По тебе не будут службу в церкви вести. Считалось смертным грехом.

Петр 1 ввел обязательное бритье бороды. Не хочешь брить – плати специальную пошлину. Тебе дается специальная монета – «бородовой знак», и ты обязан показывать ее.

 

Лекция 8. Этимология слов и выражений.

Подложить свинью – некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно в еду подкладывали свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

Всыпать по первое число – раньше, в школах, учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Непутевый человек – В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий – ведающий княжеской охотой, путь ловчий – псовой охотой, путь конюший – экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами стремились заполучить у князя путь – должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались – непутевый человек.

Шиворот-навыворот – сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина садили задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос – в свое время были очень популярны дрессированные медведи. И это выражение связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Точить лясы – лясы (балясы) – это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Изначально «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу – в этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. Раньше неграмотные люди носили с собой дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки и зарубки на память.

Ни пуха, ни пера – возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании ( и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух – звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же как и ловчая яма!». На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!» И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши – с давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими «баклушечниками» — и пошла поговорка.

После дождичка в четверг – славяне чтили среди богов своего главного бога – Перуна (бог грома и молнии). Ему был посвящен четверг (кстати у древних римлян четверг тоже был посвящен богу грома и молнии – Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в свой день – четверг. А так как эти мольбы не всегда исполнялись богом, то поговорка «После дождичка в четверг» стало применяться ко всему, что неизвестно, когда исполнится.

Попасть в переплет – «переплет» — сплетенная из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней – дело малоприятное.

Козел отпущения – у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много лет, обряда уже не существует, а поговорка осталась.

Дым коромыслом – в Руси топили в основном по-черному: дым уходил не через печную трубу (ее часто и не было) , а через окно или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом – будет ясно, волоком – к туману, дождю, коромыслом – к ветру, непогоде, а то и к буре.

Волосы дыбом – стоять дыбом – это стоять на вытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы на вытяжку становятся.

Тертый калач – был такой сорт хлеба – тертый калач. Тесто для него очень долго мяли, месили, терли. Из-за этого калач получался очень пышным. Была пословица – не терт, не мят, не будет калач. То есть, человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.

Выводить на чистую воду – когда-то говорили во время рыбалки, что нужно рыбу выводить на чистую воду. В зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшая на крючок рыба легко может порвать леску и уйти. А в прозрачной воде – пусть попробует. Так и разоблаченный жулик: если все обстоятельства ясны – от расплаты ему не уйти.

И на старуху бывает проруха – проруха – это ошибка, оплошность, изъян, дефект. Смысл, следовательно такой: И умудренный опытом человек может ошибаться. Ученые-филологи предполагают, что в древнерусской литературе говорилось: «И нас старуху бывает Поруха (вред, разрушение, порча, беда)». В конкретном же случае «поруха» — изнасилование. Т.е. все возможно.

Язык до Киева доведет – В 999 г. Киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: «Откуда ты, Никита?», от отвечал, что из богатого и красивого города Киева. И так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Шаромыжники – когда французы в 1812 г. Захватили и сожгли Москву, они остались без пропитания. Они приходили в русские деревни и просили питания: «Ше ра ми», типа – дайте мне. Вот русские и стали их называть (это одна из гипотез).

Сволочь» — есть такая река Волочь. Когда рыбаки приплывали с уловом, говорили: «наши с Волочи пришли». Или еще – от слова «сволакивать» — собирать волочь. Раньше не было ругательным. Стало ругательным в СССР.

Знать всю подноготную – выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

Адвокат дьявола – со времен средневековья в католической церкви существует такой обычай – когда церковь решает канонизировать, то есть признать кого-то святым, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего (это – «адвокат Божий»). Другому же поручается доказать, что канонизируемый немало грешил и недостоин быть причислен к лику святых. Этот спорщик и называется «адвокат дьявола». Потом так стали звать людей, плохо отзывавшихся о других, стараются и в хорошем непременно найти недостатки, плохие стороны. Называют так и придирчивых, въедливых оппонентов.

Желтая пресса – выражение это возникло в США. Один американский художник поместил в ряде номеров нью-йоркской газеты серию фривольных рисунков с юмористическим текстом. Среди рисунков был изображен ребенок в желтой рубашке, которому приписывались разные забавные высказывания. Вскоре другая газета начала печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор из-за права первенства на этого «желтого мальчика». А один редактор написал в газете статью, в которой презрительно назвал обе конкурировавшие газеты «желтой прессой». С тех пор это выражение и стало крылатым.

Галиматья – в конце 19 в. французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками. Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все свои визиты, и свои целительные каламбуры посылал по почте. Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало – целительная шутка, каламбур. Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.

Бальзаковский возраст – выражение возникло после выхода в свет романа французского писателя Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина» (1831 г.). Употребляется как характеристика женщины в возрасте 30-40 лет.

Бумага все терпит (Бумага не краснеет) – выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106-43 гг. до н.э.). В его письмах к друзьям встречается выражение: “Epistola non erubescit” – «Письмо не краснеет», т.е. письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.

Вернемся к нашим баранам – этими словами в фарсе «Адвокат Пьер Патлен» (ок. 1470 г.), первом из циклов анонимных фарсов об адвокате Патлене, судья прерывает речь богатого суконщика. Возбудив дело против пастуха, стянувшего у него овец, суконщик, забывая о своей тяжбе, осыпает упреками защитника пастуха, адвоката Патлена, который не уплатил ему за шесть локтей сукна.

Время – деньги – афоризм из сочинения американского ученого и политического деятеля Франклина (1706-1790 гг.) – «Совет молодому купцу» (1748 г.).

Все свое ношу с собой – выражение возникло из древнегреческого предания. Когда персидский царь Кир занял город Приену в Ионии, жители покинули его, унося с собой самое ценное из своего имущества. Лишь Биант, один из «семи мудрецов», уроженец Приены, ушел с пустыми руками. В ответ на недоуменные вопросы своих сограждан, он ответил, имея в виду духовные ценности: «Все свое ношу с собой».

Все течет, все изменяется – это выражение, определяющее постоянную изменчивость всех вещей, излагает сущность учения греческого философа Гераклита из Эфеса (530-470 гг. до н.э.).

Деньги не пахнут – выражение возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), сказанных им, как передает в его жизнеописании Светоний, по следующему поводу. Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: «И все-таки они из мочи».

Драконовские меры – так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (7 в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как воровство вещей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (об этом пишет Плутарх).

Из мухи делать слона – выражение принадлежит к числу древних. Оно приводится греческим писателем Лукианом (3 в. н.э.), который свою сатирическую «Похвалу мухе» заканчивает так: «Но я прерываю мое слово, — хотя многое еще мог бы сказать, — чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона».

Лебединая песня – выражение употребляется в значении: «последнее проявление таланта». Основано на поверье, будто лебеди поют перед смертью. Оно возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа (6 в. до н.э.).

Молчание – знак согласия – выражение римского папы Бонифация 8 (1294-1303) в одном из его посланий, вошедших в каноническое право (свод постановлений церковной власти). Выражение это восходит к Софоклу (496-406 гг. до н.э.) в трагедии которого «Трахинянки» сказано: «Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?»

На седьмом небе – выражение, означающее высшую степень радости, счастья, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана. К примеру, говорится о том, что сам Коран был принесен ангелом с седьмого неба.

Вилами по воде писано – Вилы – славянские мифические существа, жившие в воде. По преданию, они могли предсказывать судьбу, записывая ее на воде. До сих пор «вилы» в некоторых русских диалектах означает «круги». Во время гадания по воде в реку бросали камешки и по форме образующихся на поверхности кругов, их пересечениям и размерам предсказывали будущее. А так как эти предсказания не точны и часто не сбываются, то «вилами по воде писано» стали говорить о маловероятном событии.

Аппетит приходит во время еды – считается, что эта фраза пришла в наш язык из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Среди разговоров в подпитии кем-то из пирующих была брошена фраза: «Аппетит приходит во время еды». Жером Д,Анжэ – епископ Манский – был современником Рабле и большим любителем покушать. И он любил эту фразу произносить. Оттуда и пошло.

Белены объесться – белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак. Но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает. Эти слова применяются в народе людям, делающим странные поступки, неадекватным.

Бить в набат – слово «набат» по-арабски означает барабанный бой. В московских войсках набатом называли большой медный барабан, звук которого являлся сигналом тревоги. В дальнейшем им стали обозначать и тревожный звон колокола – извещали о пожарах, наводнениях и других опасностях.

Бочку катить – на протяжении веков одним из главных продуктов питания у славян была рыба. Основная масса рыбы привозилась в России из Астрахани. Каждый год по речкам шли баржи, груженные бочками с соленой рыбой. На пристанях грузчики скатывали бочки на берег. Перегружали на телеги. Каждая бочка весила около полутонны. Первейшее правило грузчиков было: не катить бочку на человека. И выражение «катить бочку» было понятно по всей Руси. С того времени и пошло, что катить бочку на кого-нибудь – это значит неспровоцированно нападать, угрожать, или обвинять в чем-либо этого человека.

В бирюльки играть – есть старинная игра, при помощи которой развивается терпение и осторожность: бирюльки. Перед вами лежит куча крошечных вещичек, рюмочек, сердечек – бирюлек, нагроможденных в беспорядке. Требуется маленьким крючком вытаскивать из груды одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить. Прекрасное занятие для бездельников! И выражение «Играть в бирюльки» давно уже обозначает: заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

В долгий ящик отложить – царь Алексей, отец Петра 1, приказал в селе Коломенском, перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень нелегко. Часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот «длинный» ящик в «долгий».

В три погибели согнуть – слово «погибель» — это не «смерть». А оно означает – «три изгиба». И означает – троекратно согнуть. Это выражение возникло в «пыточных избах» Москвы, где палачи, вздергивая людей на дыбу, сгибали их буквально в три погибели.

Глухая тетеря – на время токования тетерев теряет слух. Одну из тетериных пород назвали глухарем. А само слово «теререв» стало символом разини, сонного и ничего не видящего вокруг себя человека.

Дело в шляпе – дьяки и приказные в Московии, разбирая судебные дела, использовали свои шляпы, чтобы получить взятки.

Дело выгорело – сейчас это считается, что я выиграл дело, добился своего. А пошла эта фраза из дореволюционной России, когда иногда в судах «пропадали» или сгорали дела. И дело решалось в пользу кого-то определенного.

Держи карман шире – слово «карман» в 18-19 вв. означало мешок, торбу, прицепленную к одежде снаружи. Такие карманы вешались и на седла. Их можно было носить, а при надобности держать шире.

Жив курилка – существовала старинная русская игра: зажженную лучину передавали из рук в руки, припевая: «Жив, жив, Курилка, жив. Жив – не умер!..» Проигрывал тот, у кого лучина гасла, начинала дымить. Постепенно слова «жив Курилка» стали применяться к тем или другим деятелям или явлениям, которые должны были бы, по логике вещей, давно исчезнуть, но, вопреки всему, продолжали существовать.

Крепкий орешек – это выражение возникло в связи со взятием Петром 1 шведской крепости Нотеббрга, в прошлом – русского города Орешка.

Молоко от бешеной коровки – это водка.

На брудершафт – от немецкого слова «братство». Пить на брудершафт – выпить в знак доброго приятельства по рюмке вина, продев друг в друга согнутые в локтях руки, а потом закрепить этот обряд поцелуем. Люди, выпившие на брудершафт считаются теперь добрыми друзьями и обращаются друг к другу на «ты».

На широкую ногу жить – в рождении этого словосочетания повинна мода. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха 2 Плантагенета (12 в.) появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками. Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на «носатую» обувь, причем каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не более полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам в один фут (около 30 сантиметров), а графам – в два фута. Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности.

Спустя рукава (работать) – в Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. Не засученные рукава спадали до колен, а иногда и до земли. Не подняв таких рукавов, нечего было думать и о работе.

 

Слова

Идиот – из греческого, означает «частное лицо». В Византии этим словом обозначали неверующего человека. А так как неверующего не уважали, отсюда и негативное слово.

Болван – в древнерусском «массивная глыба», «скала».

Поганец – из латыни – «селянин, деревенский человек».

Негодяй – рекрут, непригодный к военной службе.

Зараза – обращались к девушке, означало, что она красивая, очаровательная.

Ряха – опрятный, аккуратный человек. Противоположное – «неряха».

Мерзавец – произошло от существовавшего на Руси наказания, когда за какой-то проступок человека выставляли на мороз и в состоянии полной наготы поливали водой. Человек этот мерз, покрывался ледяной корочкой и в итоге замерзал. А тот кто поливал водой этого человека – назвали «подлец» (подливает). ЕЩЕ: В россии – «мерзавчик»- 60 грамм рюмка. Человек выпивал и вздрагивал. Отсюда – «мерзавец».

Чувак – термин из цыганского языка. Чуваком называли кастрированного барана или верблюда.

Чувиха – баранья соломенная подстилка.

Баю-баюшки-баю – В славянских языках слово «баю», «баять» — переводится как рассказывать. Баю-баюшки-баю – в своем роде заговор, легкий гипноз с целью усыпить.

Бодун – большая кадушка или бочка с крышкой. Т.е. человек после чрезмерных излияний выглядит как эти предметы.

Впаривать – слово «парить» в смысле «говорить неправду или заведомую чушь» сегодня считается жаргонным. Но это слово старое и употреблялось именно в этом значении – «говорить чепуху». От него происходит и привычное нам сегодня слово «парень» — так раньше называли тех, кто эту самую чушь людям и впаривал. А поскольку у взрослых всегда вызывали недоверие речи подростков, то к ним и прилипло прозвище парни. Когда-то это было ругательным словом.

Врач – человек, который ворчит или что-то бормочет. В былые времена врачами называли заклинателей болезни, тех, кто лечил заговорами, невнятными бормотаниями.

Изверг – выкидыш у женщин.

Каникулы – на латыни «каникула» — собачка. Дело в том, что самые жаркие летние дни Солнце стоит вблизи Сириуса. Римляне эту звезду называли «пес Ориона». Соответственно это время года они и назвали – des caniculares – «собачьи дни». Имея в виду собачью жару. Такую жару, что никто не мог ни учиться, ни работать.

Лафа – обозначает счастье. Пришло с арабского Востока. Называли выгоду.

Лох – называли простоватых крестьян. Слово имело брезгливо-презрительное отношение. Есть еще этимология: 1) болезненный, несчастный; 2) истощенный после икрометания лосось; 3) разновидность маслины.

Пролетарий – в переводе с латыни proletarius – «человек, который полезен государству только тем, что делает детей». От латинского слова proles – потомство.

Феня – коробейников, разносчиков мелкого товара, лоточников – всю эту публику раньше называли офеня. Поскольку все они мошенничали, у них выработался свой язык. Который и называют феня.

Хахаль – считается, что у этого слова два источника. С одной стороны, украинский глагол «кохать» (любить), а с другой звукоподражание «ха-ха». Вместе они и определили значение слова «хахаль» — «любовник, к которому нельзя относиться серьезно».

 

Спасибо – слово состояло из двух – «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже два слова для краткости слились в одно.

Пожалуйста – от двух слов «пожалуй» и «ста». Слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность». Слово «ста» является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени.

 

 

Любой национальный костюм развивается и формируется на протяжении столетий, и воплощает собой идею нации, ее стремления и ценности.

Когда мы слышим об украинском национальном костюме мы живо представляем себе вышитые рубашки, яркие юбки, шаровары, веночки с разноцветными ленточками, красные сапожки. На самом деле, это достаточно упрощенное представление о национальном украинском костюме. Каждому региону страны соответствует свой собственный колорит и народный костюм.

Природа, талант и особый художественный вкус украинского народа нашли воплощение в удивительном украинском народном костюме.

Женская украинская рубаха

Основой для женского украинского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка).

Встречаются не составные, а цельные рубахи. Такие рубахи у украинцев называются додiльнi. Именно такие рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.

Женские национальные украинские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. В восточной части Украины обычно носили рубашки без воротника, в западной – с воротником. Условную географическую границу распространения этих двух типов рубах можно провести вдоль течения Днепра. Часто воротник рубахи бывал стоячим, низким. Широкий отложной воротник распространен как у украинцев, так и у белорусов (рис. 1, 2, 3).

На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.

Не менее усердно вышивают и рукава рубахи. Если у русских полики на рубашке обычно тканые, то на Украине они вышивались, причем вышивка была очень разнообразна.

Формы рукава у украинских рубах тоже были разнообразны, но преобладали рукава с манжетами (укр. Чохла) (рис. 4, 5).

Украинские запаска, дерга, плахта

По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту, одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы — крупная клетка.

Плахта была более нарядной одеждой тогда, как дерга была повседневной и рабочей одеждой. Она была сплошь черная, без рисунка.

Запаска отличается от дерги тесемками, пришитыми к ее верхним углами которые завязывались вокруг талии. Дерга же подпоясывалась. Обычно носили две запаски: одна из них непосредственно запаска, прикрывающая заднюю часть тела, другая называлась попередниця. Она уже и ее часто заменяют простым передником (рис. 6, 7, 8, 9).

Мужская украинская рубаха

Покрой мужской рубахи очень схож с женским. Не раз подтверждалось, что мужская рубаха отличалась от женской рубахи только длиной. И та и другая одеваются прямо на тело и могут служить одновременно и верхней одеждой.

Украинцы отказались от обычая носить рубаху навыпуск и всегда заправляли рубаху в штаны. Все равно кое-где можно было встретить мужчин, носивших рубаху поверх штанов. Что интересно, когда украинцы в Екатеринославской губернии одевали покойника, они выпускали рубаху поверх штанов, если умерший был женат, и заправляли, если он был холост.

По крою рубахи ничем не отличаются от русских, только кое-где Донские казаки носили рубахи без обычно принятых вставок под мышками – ластовиц. Они считали такой крой их отличием от крестьян, с которыми они не хотели иметь ничего общего.

На плечах у мужских украинских рубах часто встречаются нашивки, похожие на погоны, или вышитые вставки. Рукава с манжетами на запястье (рис. 10, 11, 12).

Украинские штаны

Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.

Украинские штаны отличаются от русских большей шириной. Между штанинами вшивалась так называемая матня. Она была сделана из прямоугольных кусков материи и образовывала что-то вроде мешка между двумя штанинами. Такие штаны предпочитали носить казаки.

Гоголь остроумно сравнил ширину украинских шаровар с Черным морем, а украинский поэт Шевченко описывал их так: «Матнею улицу метет». Из этого высказывания можно понять, что средняя часть штанов свешивалась до самой земли и мела улицу (рис. 13, 14).

Верхняя одежда

Верхняя одежда украинцев довольно разнообразна. Часто один и тот же вид одежды называется по-разному из-за незначительных различий в расцветке, отделке и мелких деталях.

Верхнюю одежду можно разделить на четыре типа. Они отражают эволюцию украинского костюма, от простого к сложному. Четыре типа верхней одежды украинцев различаются по крою спинки.

Изначально спинка кроилась из одного полотнища материи, без подрезов на талии, выточек и т.д. К верхней одежде с прямой спинкой можно отнести плащ, халат и рубаху.

Плащи были широко распространены в Древней Руси. Их называли: корзно, коцъ, котыга, епанча. Женская епанча – это короткая безрукавная мантилья или шубейка. На Украине ее называли опонча, она представляла собой широкий халат с рукавами и капюшоном.

В роли плаща была чуга (чугай, чуганя). Чугу обычно носят внакидку, не вдевая в рукава, и часто рукава зашивались и использовались как торбы, сумки.

Фасон наподобие рубашки имеет как мужская, так и женская рабочая одежда, обычно ее шьют их сукна. На Украине была распространена подобная форма одежды. Называлась она шушпан, сукман, сукня. Ее шили из домотканого белого или цветного сукна и украшали отделкой (рис. 15).

Фасон халата носила одежда, которая чаще всего одевалась поверх основной верхней одежды, как дорожный плащ или дождевик.

Кобеняк, свита з кобеняком, стовбовата свита на Украине одевалась поверх шубы. Шилась такая свита из сукна серого цвета, с капюшоном в форме мешка с отверстиями для глаз.

Позднее в одежду начали вшивать клинья так, что на талии появлялось сужение, при этом на спине делали подрезы. Клинья вшивались сзади по бокам, клин начинался от талии и заканчивался на уровне подола. Украинцы называли такой фасон на уси.

Именно так шьется распространенная у всех славян одежда, на Украине называющаяся свита (рис. 16, 17).

Следующая ступень развития верхней одежды: на спинке на уровне талии делают поперечный разрез, закладывают крупные складки (или собирают в мелкую сборку) и пришивают к верхней части. Так шился русский кафтан, на Украине такой вид одежды назывался юпка.

Последнему виду кроя присуще делать сборки не только сзади, но спереди, т.е. по всей окружности талии. Так шилась украинская чемера ( чемерка, чамарка).

Пояс

У восточнославянских народов обязательной частью костюма был пояс. Обычно мужчины надевали на верхнюю одежду кожаный пояс шириной 5-9 см с железной пряжкой и медными бляхами. Карпатские украинцы носили широкие кожаные пояса 20-30 см с карманами, с пятью-шестью небольшими пряжками на одном конце и с таким же количеством узких ремней — на другом. Каждый ремешок застегивался отдельно (рис. 18).

Дети и женщины подпоясывались ткаными или связанными из цветной шерсти поясами. Такие пояса достигали 3-4 метров в длину, ими два или три раза опоясывали талию и оставляли концы пояса свешиваться до колен или даже ниже.

На свадьбу украинцы подпоясывали невесту вышитым полотенцем- рушником.

Мужчины также пристегивали к поясу сумку, в которой носили огниво, а позднее стали носить деньги. Курильщики носили на поясе кисет с табаком.

Мужские головные уборы

Головные уборы мужчин на Украине очень разнообразны. Они шились из овчины, шерсти, войлока, сукна и других тканей. Они были в форме конуса, цилиндра и полушария. Форма головного убора, как правило, не зависела от ткани, из которой он был сшит. Один и тот же вид головного убора мог быть сшит из любой ткани (рис. 19).

Кучма — это высокая шапка из шкуры барашка.

Махалай – зимняя шапка с длинными наушниками.

Кабардинка – шапка в форме полушария, с узкой опушкой и плотно прилегающим к голове суконным донышком, шьется из меха.

Женские головные уборы

Женские головные уборы очень разнообразны по конструкции, но все они неизменно должны были полностью покрывать волосы замужней женщины.

Кибалка имела форму дуги обращенной своими концами назад. На такой обруч украинки накручивали свои косы. Кибалка служила каркасом для основного головного убора.

Простым головным убором считался чепчик (очипок, чепец) – мягкая легкая шапочка, которая завязывалась на шнурок.

Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.

Также в качестве девичьего головного убора использовали ленты, платок, сложенный наподобие ленты, кусок парчи, ткань с вышивкой.

Девушки могли не закрывать волосы. Обычно украинки заплетали две косы, а не одну, как русские. Они могли обвить косы вокруг головы и завязать их яркой повязкой, вышитой бисером.

Женщины носили надевали на голову очипок, который закрывал затылок, а затем завязывали голову платком связывая концы на лбу (рис. 20, 21, 22).

Обувь

Для изготовления обуви украинцы использовали кожу. Сначала появилась обувь, которая не шилась из кожи, а как бы закладывалась складками по ноге. Кожу морщили т.е. закладывали складками и стягивали веревкой, по бокам появлялись сборки. Такая обувь привязывалась к ногам веревками и называлась морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.

Шилась обувь и с высоким голенищем – сапоги (укр. чоботи).

1.Украинская кожаная обувь — ходаки. Галиция, Старосимбирский уезд
2. Украинская кожаная обувь — постолы
3. Прикрепление подметки к сапогу на Украине

(рис. 23)

Все перечисленные виды обуви носили и мужчины, и женщины.

Также раньше украинцы носили и лапти. Они отличались от русских лаптей не только прямоугольным плетением, но и тем, что у них был очень слабо оформлен носок и были очень низкие бока. В сущности, носок лаптя состоял только из петелек через которые потом продевалась веревка, которая потом оборачивалась вокруг голени. По сравнению с украинскими лаптями русские лапти по форме напоминают настоящий короткий башмак. (рис. 24)

Ирина Свистунова

Украинский народный костюм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector