Осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре Кавказа. Осетинские узоры отличаются непохожестью, их нельзя спутать с другими видами орнаментов. Прослеживаются они практически на всех предметах обихода. Это посуда, одежда, различные орудия труда, надгробные камни и многое другое.

Где использовали осетинские орнаменты и их значение

Как оберег, узоры наносились на оружие, мебель, в изголовье кровати или на колыбели ребенка, стулья, кресла и столы. В зажиточных домах орнамент наносился даже на опорные столбы, арки, наличники окон и ворота. При этом такие начертания всегда несли в себе некий шифр или послание.

Орнамент осетинский таит в себе сакральный знак, смысл которого со временем был утерян. Расшифровать и понять их пытаются современные ученые. Однако не всегда им удается понять смысл этих начертаний. И сейчас, глядя на узоры Осетии, воспринимаем их как просто красивые вещи.

От простого к сложному


Сначала орнамент осетинский был простым и незатейливым. Примитивные штрихи, кружки, спирали различной длины и толщины, зигзагообразные линии. Но постепенно узоры усложнялись, добавлялись новые элементы в виде геометрических изображений животных и растений.

Поздние изображения стали принимать вид геометрических узоров, которые состояли из большого количества завитков, спиралек, различных ромбов и линий. Сюда же гармонично вписывались начертания животных и птиц. Это были павлиньи, бычьи и бараньи головы, переплетенные растительными узорами.

Вышивалась такими узорами в основном одежда, обувь и головные уборы. Орнаментальные композиции выполнялись нитями из золота или серебра. Они были не только украшением одежды, но и охранительными узорами.

Женщина — главный знаток магических знаков

У всех древних народов женщина считалась хранительницей домашнего очага и благостной энергией дома. Она обрабатывала шерсть и кожу, валяла бурки, изготовляла домотканое сукно, шила шубы и башлыки. Женщина могла пошить любую одежду для мужа, детей, для себя и при этом со вкусом ее украсить.

Заботливая хозяйка не забывала нанести узоры-обереги на одежду, которые охраняли от всего плохого ее домочадцев. Обычно магические осетинские орнаменты и узоры вышивались в определенных местах одежды.

Ворот, обшлага рубахи, подолы, разрезы на рубахах или сарафанах, все это покрывалось орнаментальными композициями. Считалось, что материал остается непроницаемым для злых духов благодаря ткацкой магии. А места, где заканчивался материал, и начиналось тело, старались защитить орнаментами магии.

Женщины Осетии считались искусными мастерицами и не знали себе равных в золотошвейном деле. Они украшали золотым шитьем не только праздничную одежду, но и мелкие предметы обихода. Это кисеты, различные коробочки, футляры, кошельки, мешочки для рукоделия и многое другое.

Свадебная одежда женщины


Для каждой вещи или места в одежде выбирался определенный орнамент. В одежде для женщин преобладал растительный узор и змеевидный. Ими пользовались еще с древних времен, когда главной была Богиня-Мать Апи. Верхняя часть тела богини была женская, а нижняя змеиной.

Орнаментальные узоры растительности олицетворяли природу, вселенную и весь окружающий мир. Их располагали на краях платья, где заканчивается ткань, которая тоже защищает женщину. Платье полностью закрывало тело невесты от посторонних взглядов.

По краям платья вышивались равнобедренные треугольники, вершина которых всегда упиралась в угол полы. От треугольника, а точнее от его основания, в стороны расходились кривые, обозначавшие плодородие. Ромбические фигуры на свадебном наряде осетинок символизировали землю, растения и женщину одновременно.

Шапочка невесты так же украшается растительностью змеевидной формы, но сюда уже добавляется животный орнамент. Нередко на свадебной шапочке вышивались головы павлинов.

Свадебную одежду осетина так же украшали галунами, тесьмой и золотым шитьем. Правда, украшений и орнаментировки было меньше, чем на женском платье. Мужской свадебный наряд должен быть строгим по форме и цвету.

Металл


Резьбой по природным материалам и металлу занимались мужчины осетины. В этом деле они были настоящими умельцами. Искусный орнамент осетинский узнается с первого взгляда. Мастера применяли узоры в оружейном и кузнечном деле, ювелирных изделиях. Резьбой украшались деревянные и каменные изделия.

Оружейные мастера украшали тонкой резьбой кинжалы, ножи и ружья. На таких изделиях преобладал растительный узор. Нередко он незаметно переплетался с животным орнаментом, создавая причудливые линии и переходы. Такие изделия пользовались большим спросом. Орнамент осетинский делает и сейчас предметы обихода неповторимыми и востребованными.

На каждой вещи вырезался определенный узор. На чашах, кубках и бокалах преобладал животный орнамент в виде голов баранов, быков. К ним добавлялась витиеватая растительность в виде завитков.

Резьба по дереву

Мебель и деревянные части жилища украшались ромбами, треугольниками, квадратами, прямыми линиями. На арках, опорных колоннах и воротах вырезались комбинации из солярных и геометрических узоров. Наносился орнамент на деревянные двери, потолочные балки, косяки, карнизы. Все начертания несли только магический смысл. Они должны защищать жилище от злых духов, которые могли посягнуть на их жилище.

Деревянные емкости для теста, чаши и блюда, кресла и стулья — все это украшалось магическими знаками. Особое внимание уделялось деревянному столику для жертвоприношений. Орнаментальные узоры тщательно подбирались, каждый знак нес в себе сакральный смысл

Каменные узоры


Камнерезы мастера вплетали в свои орнаменты неизведанную космогонию, которая переплеталась с орнаментальным знаком усопшего. Глядя на надгробный камень, украшенный сакральными узорами, человек узнавал, кто здесь захоронен, его судьбу, род деятельности, социальное положение

Резьба по камню в древние времена пользовалась большой популярностью. Боевые башни и погребальные склепы украшались солярными крестами, четырехугольниками, геометрическими фигурами. Надгробные памятники украшены сакральными знаками.

Мастера и мастерицы современности бережно хранят древние традиции. Женщины создают прекрасные орнаменты, вышивая их нитями из золота, серебра и шелка. Мужчины умеют ковать кинжалы и ножи с растительными узорами. Они знают, как создавать кружки с геометрическим орнаментом и ручками в виде бараньей головы.

В настоящее время осетинские орнаменты и их значение далеко не каждый специалист может расшифровать. Вот поэтому они считаются загадкой вроде кода или шифром древних людей нашему поколению.

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии

Тема: «Декоративное рисование. Орнамент»


Хабалонова Г.В.

Цель:

1. Закрепить знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.

2. Познакомить с понятиями «ритм» и «раппорт».

3. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

Оборудование: Наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента, элементы вышивки национального костюма; цветная бумага двух цветов, альбомный лист, клей, ножницы.

Ход занятия:

— Здравствуйте, садитесь!

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с осетинским орнаментальным искусством.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.

— Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (Для украшения)

— Что украшалось орнаментом? (Здания, одежда, оружие, орудия труда, предметы быта (утварь, мебель, инструменты и т.д.).

Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит.

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

— Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к слову «орнамент». (Украшение, узор).


Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия.

— Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))

Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

В конце II – начале I тысячелетия до н.э. появилась кобанская культура. По характеру рисунка орнамент кобанской эпохи разделяется на

— геометрический,

— астральный,

— животный.

— Перечислите, пожалуйста, основные элементы геометрического орнамента (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

— Какие элементы включает в себя астральный орнамент? (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами).

— Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (Свастика).

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Что символизировала свастика? (Этот знак трактовался как пожелание благополучия).

— Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (Если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее).

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бараны) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза).


Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.

— Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок).

— Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками.

— Ребята, скажите, как вы понимаете слово «амулет»? (Предмет, оберегающий от бед и несчастий, приносящий удачу).

— А что такое «тотем»? (Это животное, растение, предмет, считавшееся родоначальником какого-либо племени, его охранителем).

С IV – III века до н.э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена.

— Что характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (Красочное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней и золота).

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"


— Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («Звериный стиль»).

Именно в этот период появляется растительный орнамент. (Пример на интерактивной доске).

— Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (В сочетании с геометрическим или животным).

— Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (В этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).

Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер.

Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.

— Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (Растительный).


— Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (Нет).

— Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России.

— С какими народными промыслами России мы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).

— Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).

— Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне).

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).

— Докажи…Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм).

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Это какой промысел? (Жостово).

— Докажи, что это Жостово (Расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами).

— Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (Да).

С XIV – XV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.

— Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидный).


Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

— Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).

— Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).

— Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).

Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.

— Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).

Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.

Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере. (Интерактивная доска).

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).

— Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).

— Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с такими понятиями как «ритм» и «раппорт».

Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека. Это:

биение сердца,

ритм волн на морском берегу,

стук дождя,

солнечный и лунный ритмы,

мерцание звезд,

смена времен года,

смена дня и ночи и т.д.

— А можно ли встретить ритм в творческих занятиях человека? (Да).

— Верно.

Например, в музыке ритм – это чередование разных по длительности звуков; в поэзии ритм – это определенный размер стиха (ямб, хорей и т.д.), расстановка ударений и построение рифмы; в танце ритм – это размещение движения в пространстве (шаг, па, элементы танца). А в изобразительном искусстве, в частности в орнаментике, ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Существует 4 вида ритма в орнаменте. Давайте рассмотрим их более подробно. Посмотрите на эти схемы и, пользуясь определениями (форма, цвет, размер), попробуем проанализировать каждый вид.

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Все понятно? Итак, можно сделать вывод – ритм в орнаменте достигается не только за счет чередования элементов, но и за счет соблюдения определенных пропорций этого элемента (размера, формы и цвета).

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта. Раппорт – повторяющийся элемент орнамента (рассматриваем на примере осетинского орнамента).

— А как вы думаете, ребята, можно ли провести параллель между ритмом орнамента и ритмом национальной музыки? (Да).

— Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на доске представлены орнаменты разных народов.

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

Сейчас вы слушаете музыку, определяете, какому народу она принадлежит, если можете, то называете мелодию, и потом находите орнамент, подходящий к этой мелодии. Называете его номер.

Мелодии:

русская – Песня невольниц (орнамент №5)

кабардинская – Танцевальная (орнамент №7)

грузинская – Картули (орнамент №4)

чеченская – Чеченская лезгинка (орнамент №3)

осетинская – Симд (орнамент №1)

арабская – Барабаны (орнамент №6)

греческая – Сиртаки (орнамент №2)

— Молодцы! С заданием справились.

Давайте подведем некоторые итоги. Итак…

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

— Молодцы!

Практическая работа:

А сейчас начинается самая интересная и творческая часть урока. Мы будем украшать орнаментом подвесной рукав.

У каждого на столе есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Украшение растительным орнаментом рукава. (Показываю, комментирую).

В конце – выставка. Анализ работ.

— До свидания, спасибо за урок!

Исследовательская работа "Орнаментальное искусство осетин"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector