Эрнст Романов

Эрнст Романов

Эрнст Иванович Романов. Родился 9 апреля 1936 года в Кабаковске (ныне — Серов) Свердловской области. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РФ (1994).

Эрнст Романов родился 9 апреля 1936 года в Кабаковске (ныне — Серов) Свердловской области.

Отец — директор ремесленного училища. Мать работала на металлургическом заводе.

В семье Романовых было трое сыновей, Эрнст был самым старшим.

О том, как он пришел к выбору актерской профессии, рассказывал: «Я вырос в уральском городке Серове. Там был единственный кинотеатр, где показывали много трофейных фильмов. Все они были почему-то без титров. И это так интриговало зрителей! Люди пытались узнать имена актеров, их судьбы, делали фото своих кумиров прямо с экрана.


о, конечно, зародило во мне интерес к кинематографу. А еще у нас был маленький театрик, куда я тоже хаживал. В результате я начал посещать школу художественной самодеятельности. И в своем маленьком городке стал вундеркиндом в актерском деле. У меня не было комплексов. Поэтому после окончания школы я поехал поступать в Москву. Подал документы сразу в два вуза — в Щукинское и в ГИТИС. Поступил в оба. Но в Щукинском не было общежития, поэтому я выбрал ГИТИС».

В 1957 году окончил Государственный институт театрального искусства, курс Василия Александровича Орлова. К слову, его однокурсником был Роман Виктюк.

После окончания ГИТИСа почти весь его курс по распределению отправили в Ростов-на-Дону — организовывать там местный театр. В Ростове-на-Дону проработал два года, затем отправился в Рязань, где был принят в труппу областного театра драмы. В Рязани задержался на один сезон, далее уехал в Таллин, где поступил на службу в знаменитый Русский драматический театр, в котором проработал восемь лет и сыграл немало интересных ролей, стал одним из ведущих актеров труппы.

С 1969 года — актёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, среди его работ: Герцог Бэкингем — «Три мушкетёра».

С 1971 года — актёр Ленинградского академического театра им. А.С. Пушкина, среди его работ: Антонио — «Много шума из ничего» У. Шекспир; Огибалов — «Иней на стогах» Л. Моисеев; «Одни, без ангелов» Л. Жуховицкий.

С 1974 года — актёр киностудии Ленфильм. Также работал также в театре на Литейном.

С 1957 года снимался в кино, дебютировав в фильме «Поединок» по одноименной повести А.И. Куприна.

Активно стал сниматься в 1970-е. Первыми заметными работами стали ленты «Принц и нищий» (архиепископ), «Монолог» (Вадик), «Крах инженера Гарина» (Алексей Хлынов).

Эрнст Романов в фильме «Принц и нищий»


Эрнст Романов Принц и нищий

Свои первые главные роли исполнил в 1975 году в картинах «На всю оставшуюся жизнь» (Николай Евгеньевич Белов) режиссера Петра Фоменко и «Волны Чёрного моря» (Петр Васильевич Бачей).

Начинася с 1970-х в год выходило по несколько картин с его участием, хотя преимущественно исполнял эпизоды и второплановые роли. Переиграл в кино множество разноплановых ролей — офицеров, профессоров, ученых, государственных деятелей, врачей. Насчет последних он отмечал: «Я, кажется, за свой век сыграл докторов всех специализаций — гинекологов, хирургов, терапевтов. …Даже не знаю, почему так нравлюсь режиссерам в белом халате».

Интересные образы актер создал в фильмах «…И другие официальные лица» (Илья Казимирович Зуев), «Красные дипкурьеры» (Тугарин), «Блокада» (Бабушкин), «Собака на сене» (граф Лудовико), «Короли и капуста» (Блайт-«Велзевул»), «Однофамилец» (месье Ришар).

Эрнст Романов в фильме «Собака на сене»


Эрнст Романов Собака на сене

Эрнст Романов в фильме «Короли и капуста»

Эрнст Романов Короли и капуста

В 1980 году стал лауреатом Государственной премии за исполнение роли Сергея Васильевича Игнатьева в фильме «Вкус хлеба». Несмотря на то, что ленту позже критиковали как конъюктурную, сам актер отмечал: «картина получилась честной, насколько это было возможно в те годы».

В 1983 году ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

Стоит отметить его работы в военном фильме «Государственная граница», где он сыграл Константина Фёдорова, драме «Жизнь Клима Самгина» (Иван Акимович), детективе «Пропавшие среди живых» (подполковник милиции Игорь Васильевич Корнилов), военной драме «Привет с фронта» (бывший офицер царской армии, а ныне вахтер госпиталя Андрей Владимирович).

Также в 1980-е исполнил главные роли в фильмах «Подвиг Одессы» (Анатолий Георгиевич Колыбанов, секретарь одесского обкома партии), «Неудобный человек» (Воробьев), «В одну единственную жизнь» (Груздев), «Даниил — князь Галицкий» (король Венгрии Бела IV), «Серебряные струны» (Николай Владимирович Галкин).

Эрнст Романов в фильме «Серебряные струны»


Эрнст Романов Серебряные струны

В 1992 году исполнил главную роль в драме «Белые одежды» (Святозар Алексеевич Посошков) по одноименному роману Владимира Дудинцева.

Эрнст Романов в фильме «Белые одежды»

Эрнст Романов Белые одежды

В 1990-е он опять вернулся в театр: «В начале 90-х нам всем казалось, что больше кина не будет. И тогда я понял: нужно в рамках своей профессии попытаться найти что-то новое. Так, несмотря на огромный перерыв, вернулся на театральные подмостки», — вспоминал актер. Работал в различных театрах Санкт-Петербурга — на сценах Театра на Литейном, Театра Комедии, БДТ.

В 1994 году ему было присвоено звание Народный артист Российской Федерации.

В 2000-е актер вновь стал часто появляться на экранах в различных фильмах и сериалах. Сыграл начальника петроградского охранного отделения Александр Васильевич Герасимов в историко-детективном сериале «Империя под ударом», главврача психлечебницы Фридрихсона в криминальной комедии «Дурная привычка», полковника Сычёва в детективном сериале «Золотые парни», профессора Сергея Николаевича Веденского в драме «Все началось в Харбине», главврача Виктора Казимировича Буткевича в детективе «Крик совы».


В 2011-м году актеру была вручена Почетная грамота Президента Российской Федерации.

В 2016 году исполнил главную роль в детективе «Колодец забытых желаний» — экранизации одноимённого романа Татьяны Устиновой. Его герой — хранитель коллекции Георгий Иванович Анисимов.

Эрнст Романов в сериале «Колодец забытых желаний»

Эрнст Романов Колодец забытых желаний

В 2017-м на экраны вышло три картины с участием Эрнста Романова: «Хождение по мукам» (профессор), «Крылья империи» (Фирс), «Алмазный эндшпиль» (Генрих Краузе / Михаил Гройс).

Эрнст Романов

Рост Эрнста Романова: 178 сантиметров.

Личная жизнь Эрнста Романова:

Жена — Лейли Зениковна Киракосян (1941 г.р.) — заслуженная артистка России, актриса Санкт-Петербургского Академического театра им. Ленсовета. Познакомились во время совместной работы в Таллине, где оба служили в Русском драматическом театре. И с тех пор не расставались.

В 1964 году у пары родился сын, которого, как и отца, назвали Эрнстом. А в 1947-м у них родилась дочь Катя.

Эрнст Романов и жена Лейли Киракосян


Эрнст Романов и жена Лейли Киракосян

Сын — Эрнст Эрнстович Романов — актёр. Дочь — Екатерина Эрнстовна Романова — медиаменеджер, режиссёр и тележурналист.

Внучка — Анастасия Игоревна Романова (1996 г.р.), окончила РГГУ, маркетолог.

Внук — Иван Игоревич Евстропов (1998 г.р.), выпускник ВГИКа.

Внучка — Мария Андреевна Волчкова (2012 г.р.).

Эрнст Романов и Лейли Киракосян в программе «Пока все дома»

Фильмография Эрнста Романова:

1957 — Поединок — офицер (нет в титрах)
1961 — Подводная лодка (короткометражный) — американский моряк (нет в титрах)
1969 — Красная палатка (Red Tent, The / Tenda rossa, La) — полярник (нет в титрах)
1972 — Принц и нищий — архиепископ
1972 — Монолог — Вадик, муж Таси
1973 — Цемент — Шрамм, председатель совнархоза
1973 — О тех, кого помню и люблю — эпизод
1973 — Крах инженера Гарина — Алексей Семенович Хлынов
1973 — Исполняющий обязанности — врач скорой помощи, бывший муж Марины
.


Петр Васильевич Бачей
1976 — …И другие официальные лица — Илья Казимирович Зуев
1976 — Дикий Гаврила
1977 — Собака на сене — граф Лудовико
1977 — Семейные обстоятельства — Авдеев
1977 — Объяснение в любви — хозяин избы
1977 — Моя Кармен
1977 — Красные дипкурьеры — Тугарин, полковник
1977 — Блокада — Бабушкин, работник ленинградского радио
1978 — Человек, которому везло — профессор геологического факультета
1978 — Три ненастных дня — Юрий Петрович Беляев, майор-следователь
1978 — Однофамилец — месье Ришар, французский математик
1978 — Короли и капуста — Блайт-«Велзевул»
1978 — Комиссия по расследованию — Геннадий Кузьмич Терехов, представитель главка
1978 — Двое в новом доме — Евгений Алексеевич, доцент
1978 — Алмазная тропа (Diamantenpfade) — ученый (нет в титрах)
1979 — Расколотое небо — Виткор Николаевич Черкизов
1979 — Поэма о крыльях — Николай Петрович Горбунов
1979 — Несколько дней из жизни И.И.

ломова — секретарь Павла Петровича
1979 — Ждите «Джона Графтона» (Gaidiet «Džonu Graftonu») — Николай Оттович Грубер
1979 — Голубой карбункул — доктор Ватсон
1979 — Выгодный контракт — Захар Борисович Шульгин
1979 — Вкус хлеба — Сергей Васильевич Игнатьев, ученый-агроном (почвовед)
1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Игорь
1980 — Куст сирени (короткометражный)
1980 — Копилка — Бенжамен, администратор в ресторане
1980 — К кому залетел певчий кенар — Артемий Федорович
1980 — Государственная граница — Константин Петрович Фёдоров, комиссар
1980 — Алёша — Михаил Петрович Карташов, завуч
1981 — Товарищ Иннокентий — Носков
1981 — Пропавшие среди живых — Игорь Васильевич Корнилов
1981 — Приказ: огонь не открывать — Буткин, комиссар
1981 — Послезавтра, в полночь (Birisigün, Gecəyarısı…) — Гарбер (дублировал Артем Карапетян)
1981 — На Гранатовых островах — Стеннард
1981 — Любовь моя – революция — Поддубцев
1981 — Девушка и Гранд — Андрей Андреевич, главный тренер
1981 — Грибной дождь — Олег Григорьевич Машинцев, инженер
1981 — Всем — спасибо! — Василий Георгиевич Шведов
1981 — Великий самоед — М.И.

линин
1981 — Без видимых причин — Камчатов, начальник ЧК
1981 — 20 декабря — Георгий Валентинович Плеханов
1982 — Сегодня и всегда (Имрӯз ва ҳамеша) — Беляев
1982 — Приказ: перейти границу — Буткин, политрук
1982 — Монт-Ориоль (фильм-спектакль) — Кловис, бродяга-«паралитик»
1982 — Две главы из семейной хроники — М.И. Калинин
1982 — Возвращение Баттерфляй — Высоцкий, профессор консерватории
1983 — У опасной черты — Эберле
1983 — Привет с фронта — Андрей Владимирович, вахтёр
1983 — Место действия — Егор Данилович Луконин
1983 — Как я был вундеркиндом — Егор
1983 — Эхо дальнего взрыва — Рудольф Круглов
1983 — Дублёр начинает действовать — Валентин Константинович Семенов, конструктор
1983 — Ворота в небо — Рубинов, подполковник
1984 — Случай в ресторане (короткометражный) — учитель рисования
1984 — Ребячий патруль — Борис, стоматолог, папа Стаса
1984 — Обвинение — Виктор Иванович Маслов.

1985 — Кармелюк — Маршаленко, помещик
1985 — Иван Бабушкин — Курнатовский, подпольщик
1985 — Законный брак — Владимир Михайлович, директор театра
1985 — Встретимся в метро — мародер
1986-1988 — Жизнь Клима Самгина — Иван Акимович
1986 — Чичерин — Казаков Алексей Михайлович
1986 — Фитиль (короткометражный)
1986 — Прекрасная Елена — Гомер
1986 — Праздник Нептуна — Виктор Константинович, шеф
1986 — Комендант Пушкин — Густав Максимилианович Воробьев, военком
1986 — В одну единственную жизнь — Груздев
1986 — Без срока давности — Кунявский
1987 — Человек свиты (Svītas cilvēks) — Андрей Иванович
1987 — Серебряные струны — Николай Владимирович Галкин
1987 — Разновидность контактов (фильм-спектакль) — Вадим Николаевич
1987 — Пока есть время
1987 — Моонзунд — Развозов, комфлота
1987 — Мечтатели (Dreamers)
1987 — Залив счастья — Николай I
1987 — Даниил — князь Галицкий — Бела IV, король Венгрии
1988 — Радости земные — Семён Семёнович Левин, профессор
1988 — Мы и наши лошади — Богоевский
1988 — Любовь к ближнему — господин с усиками
1988 — Эсперанса (Esperanza) — Алексей Ольховский, отец Владимира
1988 — Бич божий — директор школы
1989 — Мать — Егор Иванович, доктор
1989 — Лёгкие шаги — Лапшин
1989 — Когда мне будет 54 года — Ракузин, сын барда
1989 — Имя твоё — Афанасий Иванович, балетмейстер
1989 — А был ли Каротин — Шевцов
1990 — Чёрная долина — переводчик
1990 — Дрянь — Виктор Михайлович
1990 — Другая драма (Pasternak) — член Союза писателей
1990 — Гамбринус — чиновник
1990 — Адвокат — подполковник Василий
1991 — Шаги императора — Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович
1991 — Хищники — Лев Александрович, прокурор
1991 — Ниагара — Ипполит Маркович
1991 — Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа — Ярцев, полковник
1991 — Крест милосердия — Лесгафт, профессор
1991 — Имитатор — Николай Петрович, чиновник
1991 — Экстрасенс — лечащий врач
1991 — Без правосудия — Герман Петрович
1991 — 7 дней с русской красавицей — интеллигент
1992 — Убийство в сенате (Viisi laukausta senaatissa) — Бобриков, генерал-губернатор
1992 — Мастер Востока — «Папа»
1992 — Игра всерьёз — отец Марины
1992 — Дверь в лето (фильм-спектакль) — доктор Альбрехт
1992 — Белые одежды — Святозар Алексеевич Посошков
1993 — Сноггл (фильм-спектакль) — Джорж Хупер, профессор истории
1993 — Роман императора — князь А.М.Горчаков
1993 — Запах осени
1994 — Лето любви (Lato milosci) — граф Черкасов
1994 — Глухарь — Сергей Васильевич Валентинов, сотрудник КГБ
1995 — Бульварный роман — министр
1996 — Возвращение «Броненосца» — старый скрипач, актер Посредрабиса
1997 — Легенда о Тиле (фильм-спектакль) — наместник испанского короля
1998 — Чтобы помнили. Алексей Эйбоженко (документальный)
1999 — Улицы разбитых фонарей-2 — Александр Зальцман, антиквар
1999 — Русский бунт — Гринев в старости
2000 — Убойная сила-1 — Родион
2000 — Романовы. Венценосная семья — доктор Боткин
2000 — Империя под ударом — Александр Васильевич Герасимов
2000 — Чтобы помнили. Глеб Стриженов (документальный)
2001 — Крот — Миха
2001 — Гладиатрикс (Arena, The) — Цезарь
2001 — Блюстители порока — Фрауэрман
2002 — Улицы разбитых фонарей-4 — Горемыкин
2002 — Спецотдел — Давид Львович Гороховский
2002 — Дурная привычка — Фридрихсон, главврач психлечебницы
2003 — Северный сфинкс — Константин Кириллович Новоскольцев в старости
2003 — Игра без правил — директор клуба
2003 — Золотой век — посол России
2004 — Иванов и Рабинович — Федор
2004 — Агент национальной безопасности-5 — профессор Цибинский
2005 — Херувим — эпизод
2005 — Призвание
2005 — Королевство кривых… — ветеран войны
2005 — Золотые парни — Сычёв Алексей Николаевич, полковник
2005 — Граф Монте-Негро — эпизод
2006 — Золотые парни-2 — Сычёв Алексей Николаевич, полковник
2007 — Янтарный барон — Иван Фёдорович Розанов
2007 — Заговор — Фотограф Иоганн Граббе
2009-2010 — Слово женщине — Лев Николаевич
2009 — Следы на песке — Борис Андреевич
2009 — Литейный (3-й сезон) — Игорь Константинович Поляков
2010 — Око за око — Потоцкий, член Государственного совета
2010 — Найди меня — профессор
2010 — Гаишники — тесть Зимина
2011 — Распутин (Raspoutine) — Джордж Уильям Бьюкенен
2011 — Катя. Продолжение — Николай Иванович, дедушка Нины
2012 — Всё началось в Харбине — Сергей Николаевич Веденский, профессор
2013 — Шерлок Холмс — Брэдшоу, судья
2013 — Новая жизнь — Сергей Васильевич, профессор
2013 — Крик совы — Виктор Казимирович Буткевич, главный врач
2013 — Всем скорбящим радость — Илья Сергеевич, художник
2014 — Деревенщина — Всеволод Сергеевич Самойлов
2015 — Посредник (не был завершен)
2015 — Непридуманная жизнь — Марк Наумович Ривкин, ювелир
2015 — Дефиле — дедушка Даяны
2015 — Великая — сэр Чарльз Генбюри Вильямс, английский посол
2016 — О любви — профессор
2016 — Колодец забытых желаний — Георгий Иванович Анисимов, хранитель коллекции
2017 — Хождение по мукам — профессор
2017 — Крылья империи — Фирс
2017 — Алмазный эндшпиль — Генрих Краузе / Михаил Гройс

Озвучивание Эрнста Романова:

1964 — Красная пустыня (Red Desert, The / Deserto rosso, Il)
1974 — Садуто туто (Sadūto tūto) — Повилас Байбокас (роль Регимантаса Адомайтиса)
1974 — Расколотое небо (Perskeltas dangus) — председатель Тракимас (роль Повиласа Гайдиса)
1976 — Долгое путешествие к морю (Ilga kelionė prie jūros) — Он
1976 — В тени меча (Zobena ēnā) — Якубовский (роль Гирта Яковлева)
1977 — Гадание на ромашке (киноальманах) (Karikakramäng) — Ханс-Эрик (роль Лембита Ульфсака)
1984 — Кто этот человек? (Kim jest ten człowiek)
1985 — Вот моя деревня… (роль Н. Исполатова)

Биография

В 1957 году окончил ГИТИС. В том же году поступил в труппу театра Ростова-на-Дону, затем играл на сценах Рязани, театров Эстонии и Латвии.

С 1969 по 1971 год Эрнест Романов работал в театре Ленсовета, затем — в театре им. А. С. Пушкина. В 1974 году стал актёром киностудии «Ленфильм», снимался преимущественно в ролях второго плана. За роль в фильме «Вкус хлеба» был удостоен Государственной премии СССР (1980; совместно с др.).

Семья

  • Жена — Лейла Зениковна Киракосян (р. 1941) — заслуженная артистка России, актриса Санкт-Петербургского Академического театра им. Ленсовета.
  • Сын — Эрнест Эрнестович Романов (р.1964) — актер кино.
  • Дочь — Екатерина Эрнестовна Романова (р. 1974) — медиаменеджер, режиссёр и тележурналист.
  • cын —

Роли в театре

Награды

  • Государственная премия СССР (1980) — за исполнение роли Сергея Васильевича Игнатьева в фильме «Вкус хлеба» (1979) производства киностудий «Мосфильм» и «Казахфильм».
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (10 апреля 2011 года)[2]

Ссылки

  • Эрнст Романов (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • [a-tremasov.ru/romanov-ernst-ivanovich Эрнст Романов в Авторском проекте Алексея Тремасова]

Отрывок, характеризующий Романов, Эрнст Иванович

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l’armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C’est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.
Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m’attendais pas a moins qu’a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

Эрнст Романов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector