TR | UK | KK | BE | EN |
акимов николай павлович картини, акимов николай павлович български
3 (16) апреля 1901(1901-04-16)

Место рождения:

Харьков,
Российская империя

Дата смерти:

6 сентября 1968(1968-09-06) (67 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Профессия:

театральный режиссёр, сценограф,
театральный педагог,
художник (кино, книжный график, иллюстратор, портретист, плакатист), публицист

Гражданство:

Российская империя Российская империяСССР СССР

Театр:

Ленинградский театр комедии

Награды:

Никола́й Па́влович Аки́мов (3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Москва) — советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник (портретист, книжный график, иллюстратор, плакатист, кино), публицист. Народный артист СССР (1960).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Семья
  • 2 Награды и звания
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Николай Акимов родился в Харькове, Российская империя, в семье железнодорожного служащего. В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств, в 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916—1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева. В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде.


На рубеже 10—20-х годов активно участвовал в художественной жизни Харькова: весной 1919 года участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.

С 1920 по 1922 годы преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Его первый спектакль — «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого, затем — «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»). Вскоре покинул Харьков и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев. Одновременно работал в театре «Красный факел».

В 1923 году, вернувшись в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС. Оформлял спектакли в разных театрах («Кривое зеркало», «Музыкальная комедия», «Современный театр», «Вольная комедия», театры-кабаре «Карусель» и «Балаганчик»), в основном в сотрудничестве с режиссёрами «левого» направления, с Н. Н. Евреиновым, Н. В. Петровым и К. П. Хохловым.


В 1924—1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 30-х годов.

Одновременно работал книжным иллюстратором, создал свои первые театральные плакаты. В 1927 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка.

В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом..

С 1929 года работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.

Могила Н. П. Акимова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

С 1935 по 1949 и с 1956 года — художественный руководитель Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развернутая в конце 40-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Ашхабад).


В 1951—1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).

С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.

Николай Акимов оказал влияние на ряд своих учеников, художников , изначально считавшимися художниками андерграунда, и затем выросших в больших мастеров : Михаил Кулаков, Олег Целков, Евгений Михнов-Войтенко, Юрий Дышленко, Алек Рапопорт.

Акимову принадлежат станковые живописные и графические работы, театральные афиши, книжные иллюстрации. Создал галерею портретов деятелей советской культуры (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков). Персональные выставки в Ленинграде состоялись в 1927, 1933, 1947, 1958, 1963, 1968, 1979, 1987, 1988 годах, в 1965 году — в Москве. В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Н. Акимова в ЦДРИ. На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе был удостоен серебряной медали.

С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде на ул. Гоголя (ныне Малая Морская), дом 4.

Акимов скончался 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей).

Семья

  • Жена — Елена Владимировна Юнгер (1910—1999), актриса, народная артистка РСФСР (1957)
  • Дочь — Анна Николаевна Акимова (род. 1934)
  • Дочь — Нина Николаевна Акимова (род. 1945), актриса.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939)
  • Народный артист Таджикской ССР (1944)
  • Народный артист РСФСР (1945)
  • Народный артист СССР (1960)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961)
  • 1 орден
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Режиссёрские работы Государственный академический театр имени Е. Вахтангова

  • 1932, 19 мая — «Гамлет» У. Шекспира

Московский мюзик-холл

  • 1935 — «Святыня брака» Э. М. Лабиша

Ленинградский театр комедии

  • 1936 — «Собака на сене» Л. де Веги
  • 1937 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана
  • 1937 — «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина
  • 1938 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
  • 1939 — «Валенсианская вдова» Л. де Веги
  • 1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина (совместно с П. М. Сухановым)
  • 1940 — «Тень» Е. Л. Шварца
  • 1940 — «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапьюи (совместно с И. Ханзелем)

  • 1941 — «Малютка Бланш» Э. М. Лабиша (совместно с И. Ханзелем и П. Сухановым)
  • 1941 — «Под липами Берлина» Е. Л. Шварца
  • 1941 — «Вечер водевилей» Э. М. Лабиша (совместно с И. Ханзелем и П. Сухановым)
  • 1941 — «Питомцы славы» А. К. Гладкова
  • 1941 — «Давным-давно» А. К. Гладкова
  • 1942 — «Актриса» А. М. Файко по киносценарию М. Д. Вольпина и Н. Р. Эрдмана
  • 1942 — «Похищение Елены» Л. Вернейля
  • 1943 — «Пигмалион» Б. Шоу
  • 1944 — «На бойком месте» А. Н. Островского (совместно с А. И. Ремизовой)
  • 1944 — «Дракон» Е. Л. Шварца (в Москве, запрещён после трёх показов)
  • 1945 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди
  • 1946 — «Путешествие Перришона» Э. М. Лабиша
  • 1946 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина
  • 1947 — «Остров мира» Е. П. Петрова
  • 1947 — «О друзьях-товарищах» М. А. Червинского и В. З. Масса (совместно с А. И. Ремизовой)
  • 1948 — «Три шутки» по А. П. Чехову (совместно с В. Андрушкевичем, Э. П. Гариным, П. Сухановым)
  • 1948 — «С любовью не шутят» П. Кальдерона
  • 1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца

  • 1956 — «Не сотвори себе кумира» А. М. Файко
  • 1956 — «Ложь на длинных нога» Э. де Филиппо
  • 1957 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны
  • 1957 — «Мирные люди» В. В. Шкваркина
  • 1957 — «Повесть о молодых супругах» Е. Л. Шварца (совместно с М. Чежеговым)
  • 1957 — «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова
  • 1958 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • 1958 — «Призраки» Э. де Филиппо
  • 1958 — «Дипломаты» П. Карваша
  • 1959 — «Трехминутный разговор» В. И. Левидовой
  • 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Д. Тверского
  • 1959 — «Пёстрые рассказы» А. П. Чехова
  • 1960 — «Третье желание» В. Блажека (совместно с Н. Лившицом)
  • 1960 — «Тень» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
  • 1961 — «Чемодан с наклейками» Д. Б. Угрюмова
  • 1962 — «Дракон» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
  • 1962 — «Дон Жуан» Дж. Байрона
  • 1962 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди (вторая редакция)
  • 1963 — «Автор неизвестен» П. Л. Тура
  • 1964 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (вторая редакция)
  • 1964 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина
  • 1965 — «Гусиное перо» С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова (совместно с Л. И. Цуцульковским)
  • 1966 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина
  • 1967 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова
  • 1967 — «Ничего не случилось» М. М. Гиндина и Г. С. Рябкина

Московский театр драмы

  • 1950 — «Директор» С. И. Алёшина

Новый театр / Ленинградский театр имени Ленсовета

  • 1952 — «Весна в Москве» В. М. Гусева
  • 1952 — «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова
  • 1954 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (совместно с Н. А. Райхштейн)
  • 1954 — «История одной любви» К. М. Симонова (совместно с О. Я. Ремезом)
  • 1955 — «Охотник» С. В. Михалкова (совместно с Н. А. Райхштейн)
  • 1955 — «Случай с гением» В. П. Катаева
  • 1956 — «Ночной переполох» М.-Ж. Соважона

«Комеди Франсез» (Париж)

  • 1966 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина

Оформительские работы Театр «Кривое зеркало» (Ленинград)

  • 1923 — «Даёшь Гамлета» Н. Н. Евреинова

Московский Театр Революции

  • 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко, постановка А. Д. Дикого (премьера 14 февраля)

Ленинградский Большой драматический театр

  • 1924 — «Девственный лес» Э. Толлера, постановка К. П. Хохлова
  • 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко, постановка К. П. Хохлова
  • 1925 — «Продавцы славы» М. Паньоля и П. Нивуа, постановка А. Н. Лаврентьева
  • 1927 — «Сэр Джон Фальстаф» У. Шекспира, постановка П. К. Вейсбрёма и И. М. Кроля
  • 1929 — «Жена» К. А. Тренёва, постановка К. П. Хохлова
  • 1929 — «Враги» Б. А. Лавренёва, постановка А. Н. Лаврентьева
  • 1933 — «Укрощение мистера Робинзона» В. А. Каверина, постановка С. А. Морщихина и К. К. Тверского
  • 1938 — «Благочестивая Марта» Т. де Молины, постановка Н. В. Петрова

МХАТ 2-й

  • 1926 — «Евграф, искатель приключений» А. М. Файко

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова

  • 1927 — «Разлом» Б. А. Лавренёва
  • 1929 — «Заговор чувств» Ю. К. Олеши
  • 1930 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
  • 1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского

Ленинградский театр им. А. С. Пушкина

  • 1924 — «Озеро Люль» А. М. Файко
  • 1926 — «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова
  • 1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова

МХАТ

  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана
  • 1945 — «Офицер флота» А. А. Крона — МХАТ

Ленинградский театр комедии

  • 1936 — «Собака на сене» Л. де Веги
  • 1937 — «В понедельник, в 8» Э. Фарбер и Дж. Кауфмана, постановка Р. Корфа
  • 1937 — «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина
  • 1937 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана
  • 1938 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
  • 1939 — «Опасный поворот» Дж. Пристли
  • 1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина
  • 1939 — «Валенсианская вдова» Л. де Веги
  • 1940 — «Тень» Е. Л. Шварца
  • 1942 — «Актриса» А. М. Файко по киносценарию М. Д. Вольпина и Н. Р. Эрдмана
  • 1941 — «Давным-давно» А. К. Гладкова
  • 1945 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди
  • 1945 — «Вы этого не забудете» Дж. Пристли
  • 1946 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского
  • 1946 — «Обыкновенный человек» Л. М. Леонова
  • 1946 — «Путешествие Перришона» Э. М. Лабиша
  • 1946 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова
  • 1947 — «Остров мира» Е. П. Петрова
  • 1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца
  • 1957 — «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова
  • 1961 — «Милый обманщик» Дж. Килти
  • 1962 — «Дракон» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
  • 1962 — «Дон Жуан» Дж. Байрона
  • 1966 — «Искусство комедии» Э. де Филиппо
  • 1968 — «Цилиндр» Э. де Филиппо

Новый театр / Ленинградский театр имени Ленсовета

  • 1947 — «Спутники» по В. Ф. Пановой
  • 1949 — «Женитьба» Н. В. Гоголя
  • 1952 — «Весна в Москве» В. М. Гусева
  • 1952 — «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова
  • 1954 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (совместно с Н. А. Райхштейн)
  • 1954 — «История одной любви» К. М. Симонова (совместно с О. Я. Ремезом)
  • 1955 — «Охотник» С. В. Михалкова (совместно с Н. А. Райхштейн)
  • 1955 — «Случай с гением» В. П. Катаева
  • 1956 — «Ночной переполох» М.-Ж. Соважона
  • 1955 — «Спрятанный кабальеро» П. Кальдерона
  • 1956 — «12 спутников» Н. Е. Шундика
  • 1956 — «Только правда» Н.-П. Сартра

Фильмография Режиссёр

  • 1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль) (совместно с Н. Н. Кошеверовой и И. Е. Хейфицем)
  • 1953 — Тени (фильм-спектакль) (совместно с Н. Н. Кошеверовой)
  • 1955 — Дело (фильм-спектакль) (совместно с Г. С. Казанским)
  • 1961 — Пёстрые рассказы (фильм-спектакль) — сценическая композиция, постановка и декорации спектакля (совместно с М. А. Руфом)

Сценарист

  • 1956 — Софья Ковалевская — сценарная разработка (совместно с П. Л. Туром, Л. Д. Туром и И. С. Шапиро)

Художник

  • 1925 — Радиодетектив (короткометражный)
  • 1928 — Третья молодость
  • 1929 — Больные нервы
  • 1944 — Кащей Бессмертный (совместно с И. С. Никитченко, П. С. Галаджевым, С. В. Козловским, Е. Некрасовым, Ф. А. Богуславским)
  • 1947 — Золушка — декорации и костюмы по эскизам
  • 1953 — Школа злословия (фильм-спектакль) (совместно с С. Я. Малкиным)
  • 1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль) (совместно с С. Я. Малкиным)
  • 1953 — Тени (фильм-спектакль) (совместно с Б. С. Маневич-Каплан)
  • 1955 — Дело (фильм-спектакль) (совместно с Б. С. Маневич-Каплан и И. И. Ивановым)

Архивные кадры

  • 1991 — Николай Акимов (документальный)

Сочинения

  • Ряд статей по вопросам театрального искусства
    • Художник в театре, «Жизнь искусства»», 1928
    • Художник в театре, «Театр и драматургия», 1935
    • Трудности и перспективы жанра, «Октябрь» 1958
    • Театр в настоящем и будущем, «Театр», 1960.
  • О театре, Л. — М., 1962
  • Не только о театре, М., 1966.
  • Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978. Т. 1.
  • Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978. Т. 2.

Память

Мемориальная доска в фойе Театра Комедии.

  • В 1986 году имя Н. П. Акимова присвоено Ленинградскому театру комедии.
  • В Санкт-Петербурге, на доме, где жил Н. Акимов по ул. Н. Гоголя (ныне Малая Морская), 4, со стороны Кирпичного переулка, установлена мемориальная доска (автор — архитектор Ж. М. Вержбицкий).
  • В 2001 году в фойе Театра Комедии была открыта мемориальная доска Н. Акимову.
  • В 2011 году в Театре Комедии была открыта комната-музей режиссёра.


Примечания

  1. 1 2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. 1 2 3 Акимов, Николай Павлович // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 1.
  3. Советские художники театра и кино. Выпуски 6-7. Советский художник, 1984. Стр. 192.
  4. Спектакли театра 1919—1935 гг. // Официальный сайт Большого драматического театра
  5. 1 2 Русская литература ХХ века: 1940-1990-e годы (под ред. Л. П. Кременцова). 3-е изд. Академия, 2005. Стр. 13.
  6. Могила Н. П. Акимова на Волковском кладбище
  7. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1939
  8. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июля 1945
  9. Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
  10. В Петербурге открыли комнату-музей режиссера Николая Акимова — Светлана Мазурова, Андрей Сладков — Российская газета

Литература

  • Ленинградский государственный театр Комедии. Сезон 40/41, Л., 1940 / Издание Ленинградского Государственного Театра Комедии, под. ред. В. Б. Боровецкого;
  • Бартошевич А., Н. Акимов — художник, Л., 1947;
  • Эткинд М., Акимов — художник, Л., 1960;
  • Сыркина Ф., Театральный плакат Н. Акимова, М., 1963.
  • Янковский М., Ленинградский Театр комедии, Л., 1968.
  • Обсуждение акимовского «Гамлета». ВТО. Кабинет Шекспира. 29 сентября 1943 г. / Публ., вст. текст и примеч. М. В. Заболотней //Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 393—425; 603—607.
  • Ракитин В. И. Акимов Николай Павлович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — С. 12—13. — ISBN 978-5-902801-10-8.

Ссылки

  • А.Окунь.»Взгляд из зазеркалья»// Журнал «Флорида-2001

акимов николай павлович български, акимов николай павлович задорнов, акимов николай павлович картини, акимов николай павлович напалков


Акимов, Николай Павлович Информацию О

Акимов, Николай Павлович



Родился 16 апреля 1901 года в Харькове в семье железнодорожного служащего.

Советский живописец и книжный график, театральный художник, режиссёр и педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).
Народный артист РСФСР (1945).
Народный артист СССР (1960).

В 1910 году отец получил место в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги, семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург.
В 1914 году учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1915 году брал уроки в студии С. М. Зайденберга, в 1916–1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева.
В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. С 1920 по 1922 годы преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 году начал работать в качестве художника в только что созданном Харьковском детском театре. Его первый спектакль "Подвиги Геркулеса" А. Белецкого, затем — Алинур (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке Оскара Уайльда "Звёздный мальчик"), в постановке которого принимал участие Мейерхольд. Одновременно работал в театре «Красный факел». В 1923 году вернувшись в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС. Познакомившись с Н. Н. Евреиновым, оформил его пьесу "Даёшь Гамлета" в театре «Кривое зеркало». Работал в театрах «малых форм», в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». Тогда же началось творческое содружество с Н. В. Петровым (Ленинградский академический театр драмы).
В 1924 году оформил спектакли "Девственный лес" Э. Толлера в Большом драматическом театре и "Озеро Люль" А. М. Файко в Академическом театре драмы.
В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль "Евграф, искатель приключений" А.М. Файко, создал свои первые театральные плакаты. В издательстве «Academia» в 1927 году выходит книга, посвящённая его творчеству (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н.В. Петров).
Свой первый самостоятельный режиссёрский спектакль ("Гамлет") поставил в 1932 году в московском Театре имени Е.Б. Вахтангова. Спектакль обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. И «правые» и «левые» ругали режиссёра за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию». В 1939 году, когда спектакль уже давно не шёл, на 1-й Всесоюзной режиссёрской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства. На конференции Акимов соглашается с ошибочностью своего Гамлета, однако в кругу близких людей не отрекался от него. Спустя 60 лет этот спектакль определят как «политический детектив» и сочтут его одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.
В 1935 году возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии, получившего новое название — Театр Комедии.

С 1935 по 1949 и с 1956 года — художественный руководитель Ленинградского театра Комедии.
Этому театру он посвятил всю свою жизнь. В это время начинается его содружество с драматургом Евгением Шварцем, которого он убедил попробовать силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии, — так появились пьесы "Тень", "Дракон" и другие. Много лет Шварц работал заведующим литературной частью в акимовском Театре Комедии.
Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад.
С 1941 по 1944 годы поставил и оформил спектакли "Собака на сене" Лопе де Вега, "Школа злословия" Р.Б. Шеридана, "Тень" Шварца, "На бойком месте" А.Н. Островского, "Питомцы славы" А.К. Гладкова, "Похищение Елены" Л. Вернейля, "Пигмалион" Бернарда Шоу, "Дракон" Е.Л. Шварца и другие. В его спектаклях ощущалось влияние кумиров его молодости — Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова. В театре работала звёздная труппа — Е. В. Юнгер, Л. П. Сухаревская, И. П. Зарубина, Б. М. Тенин, А. Д. Бениаминов, Л. К. Колесов, К. Я. Гурецкая, И. А. Ханзель и другие.
В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.
В 1950 году Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы "Директор" Самуила Алешина.
В 1951–1956 годах Акимов — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — театр имени Ленсовета).
С 1954 по 1968 годы преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, вёл класс и возглавлял художественно-постановочный факультет; с 1960 года — профессор.
В 1956 году вернулся в Театр Комедии, который все эти годы зритель называл «акимовским», продолжил работу с труппой.
В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали. В 1963 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 году — в Москве.

В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.
В 1966 году выпустил "Свадьбу Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.
Как театральный художник осуществил также постановку пьесы "Цилиндр" Эдуардо де Филиппо.

Николай Павлович скончался 6 сентября 1968 года на гастролях в Москве. Похоронен в Ленинграде на Волковском православном кладбище.
После смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.

Жена — народная артистка РСФСР Елена Юнгер (1910-1999). Дочь — актриса Нина Акимова.

Николай Павлович Акимов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector