Влади́мир Я́ковлевич Петру́хин (род. 25 июля 1950) — советский и российский историк. Доктор исторических наук (1994), профессор кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (член специализированного совета), член Археологической комиссии древностей.

  • 1 Биография
  • 2 Научная и преподавательская деятельность
  • 3 Основные публикации
  • 4 Ссылки

Биография

Родился в городе Пушкино Московской области. В 1972 году окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ, в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1975—1991 годах работал научным редактором в редакции археологии и этнографии издательства «Советская энциклопедия», сотрудничал с Институтом истории СССР и Институтом славяноведения.


1991 г. — профессор Еврейского университета в Москве. С 1991 сотрудник Института славяноведения; в 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в IX—XI вв.». В 1991-96 — сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора. Участник экспедиций по исследованию памятников еврейской истории и культуры в Подолии, Западной Белоруссии и др. Автор ряда научно-популярных книг. Член редколлегии журналов «Славяноведение» (с 1994), «Живая старина» (с 1995), «Вестник Еврейского университета» (с 1994), альманаха «Параллели» (с 2002). С 1997 — профессор Историко-архивного института РГГУ.

Научная и преподавательская деятельность

Будучи специалистом по истории и археологии средневековой России, В.Я Петрухин обладает широким спектром интересов, в который попадают и проблемы начальной этнокультурной истории Руси, и историческая антропология России в Средние века, и исследования в области мифологии народов Северо-восточной Европы (скандинавов, финно-угоров, славян и их соседей). В РГГУ с 1997 г. читает лекции «История России до конца XVIII в.», «Антропологическая история (до XIII в.)», спецкурс «Актуальные проблемы изучения истории России в Средневековье и раннее Новое время», а также спецсеминар «Проблемы изучения истории Домонгольской Руси». В общей сложности Владимир Яковлевич является автором более 360 работ.

Основные публикации

  • Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. 317 с.

  • Древо жизни: Библейский образ и славянский фольклор // Живая старина. 1997. № 1. С. 8-9.
  • Дунайская предыстория славян и начальная Русь // Истоки русской культуры: Археология и лингвистика. М., 1997. С. 139—144.
  • «От тех варяг прозвася…» // Родина. 1997. № 10. С. 12-16.
  • Походы Руси на Царьград: К проблеме достоверности летописи // Восточная Европа в древности и средневековье: Материалы конф. … М., 1997. С. 65-70.
  • Русь и чудь: К проблеме этнокультурных контактов Восточной Европы и Балтийского региона в 1 -м тыс. н. э. // Балтославянские исследования, 1988—1996. М., 1997. С. 40-51. Соавт. Мельникова Е. А.
  • Большие курганы Руси и Северной Европы: К проблеме этнокультурных связей в раннесредневековый период // Историческая археология: традиции и перспективы. М., 1998. С. 361—369.
  • К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа // ΠΟΛΥΤΡΟΠΟΝ: К 70-летию В. Н. Топорова. М., 1998. С. 882—892.
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье: Учеб. пособие для гуманит. фак. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1998. 383 с. Соавт. Раевский Д. С.
  • Выбор веры: Летописный сюжет и исторические реалии // Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования: Материалы конф. … М., 1999. С. 73-85.
  • Славяне: Учеб. пособие для дополнительного образования. М.: Рос-мэн, 1999. 110 с.

  • От Бытия к Исходу // сборник статей, отв. редактор. М., 1998.
  • Хазарско-еврейские документы Х в. / Голб Н., Прицак О. (научный редактор), М.—Иерусалим, 2003.
  • Начало этнокультурной истории Руси. М.—Смоленск, 1995.
  • Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры. Т. 1. М., 2000.
  • Славяне, 1996; 2-е изд., М.: Росмен, 2002.
  • Древняя Русь: Что есть что М.: Слово, 2000.
  • Мифы финно-угров. М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003. 463 с.
  • Древняя Русь. IX в. — 1263 г. М.: АСТ, Астрель, 2005. 190 с.
  • Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008.
  • Белова О. В., Петрухин В. Я. Еврейский миф в славянской культуре. Гешарим, 2008.
  • История евреев России (в соавторстве). М.: Лехаим, 2007.

Memento mori — эта фраза стала девизом и для древнеримских полководцев, с триумфом возвращающихся в родной город, и для монахов одного из средневековых орденов. Стоит отметить, что в Средневековье (особенно в 5-9 веках) к смерти, вообще, относились настолько серьезно, что одному из мыслителей пришлось напомнить своим соотечественникам, что помнить о жизни (memento vivere) не менее важно.
Книга представляет собой не только собрание описаний уникальных похоронных обрядов, поверий, обычаев и традиций, а также быличек самых разных народов, но также и анализ мифов.


171;На карандаш» автора попали как самые известные — греческие и скандинавские, так и австралийские, африканские, а также славянские и легенды малых народов Севера. Узнала много нового и нашла вполне обоснованные ответа на давно мучающие меня вопросы о том, например, почему в христианской традиции, начиная с раннего средневековья и вплоть до начала двадцатого столетия, с таким страхом и едва ли не с ненавистью относились к несчастным левшам (левая сторона символизирует Север, откуда, согласно Библии, явился сатана), а также о том, кто такой пресловутый козел отпущения.
Немало внимания автор уделяет анализу похоронных обрядов у народов Африки, Австралии и Гавайских островов. Кровь стынет в жилах — это мягко сказано… Читая об охоте за головами (аборигены искренне полагали, что умершему человеку, особенно знатному, там необходимы рабы, и чем больше их будет, тем лучше и ему, и им, т.к. удовлетворенный тем, что в последний путь его отправили, как следует, он не станет тревожить бывших соплеменников, нападая на скот и них самих), о каннибальских пирах, об откровенном некрофильстве (так, например, тоскующий вдовец, по наущению шамана, раскапывает могилу своей благоверной, отрубает ей голову и съедает мозг. Шаман утверждает, что таким образом он, подобно Орфею, сможет повидаться с любимой. О том, что произошло с мужчиной после того, как он заел мозги почившей супруги лепешкой, говорить не стану), становилось понятным, почему этих «милых» людей шокированные англичане-миссионеры называли дикарями.

тати, самих англичан, вопреки расхожему мнению, в жертву не приносили. Это — прочно укоренившийся в головах стереотип, вызванный многочисленными приключенческими книгами и фильмами. Белокожий человек казался туземцам божеством, и отношение к нему было соответствующим.
Вообще, благодаря этой книге, мне стали понятны многие моменты в русских народных (да и не только русских) сказках. Если о том, что баба Яга символизирует древнее языческое божество, я догадывалась, то о том, почему в одних сказках она является исчадием ада, стремящимся сожрать героя, а в других симпатичной старушкой, герою покровительствующей, узнала только здесь…
С удивлением узнала и о том, что идея театра тоже родилась едва ли не в первобытные времена, и она также связана с культом умерших.
Разумеется, автор не мог обойти вниманием и разнообразные страшные былички о мертвецах и упырях, которые, конечно, имеются у всех народов. Интересен факт, что наши предки мертвых хоть и уважали, однако, всячески старались обезопасить себя от нежелательных контактов: смерть вообще противоестественна (кстати, этот момент указывается и в Библии), а загробный мир в большинстве случаев откровенно враждебен.
В заключение хотелось бы процитировать отрывок из книги, в котором описывается китайский ад:

Раскаленное железное ложе необъятных размеров ожидает грешни-
ков в этих адах, и каждый из них видит свое тело, распростертое на всем
этом ложе.


тни тысяч злобных демонов с зубами как сабли и медными
когтями, вооруженные алебардами, терзают грешников. Железные кор-
шуны вырывают злодеям глаза, а железные змеи обвиваются вокруг их
шей. Злодеи десять тысяч раз умирают и тысячу раз рождаются вновь,
пока не исчерпается их карма. Голодных там кормят железными яствами,
жаждущим вливают в рот расплавленный металл. ≪Целой эпохи, каль-
пы, не хватило бы, чтобы перечислить муки…

В третье судилище — Хэйшэн (≪черная веревка≫) — попадают те,
кто думал, что император не заботится о подданных, а также нерадивые
чиновники, жены, обманывающие мужей, и т. п. Оно находится на юго-
востоке под морем. Сюда после допроса судьи Сунди-вана грешников
приводит черт Далигуй (≪силач≫). Им перевязывают веревкой горло, руки
и ноги, колют бока, клещами сжимают сердце и печень, строгают сердце,
бьют по коленям, выкалывают глаза и сдирают кожу.

картинка serafima999
В книге говорится об «исправительных заведениях» многих стран мира, но, пожалуй, самый экзотический и пугающий — именно ад Поднебесной.

Петрухин Владимир Яковлевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector