Владимир Мономах кратко

Правление Владимира Мономаха

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), — один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное — полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.


Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище — Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года — очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.

Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.


Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три — десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь.


к грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, — ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».


Владимир Мономах кратко

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.


Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано — красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь — прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул — будешь обманут. Не пожалел врага — и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу — найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.


Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян — заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля – скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», — а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия.


овесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта — нравственного, политического, военного — Владимир Мономах мог поучать детей:


«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся — соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.


Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» — в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного — там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70—80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях.


1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

 

Владимир Мономах кратко

 

Краткая биография

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

Свое детство будущий князь провел рядом с отцом в Переяславе-Южном. В 13 лет по желанию отца он начал постигать военное дело. В этом же возрасте он был направлен княжить в Ростово-Суздальские земли. Там он познавал на практике азы государственного управления.

Это пригодилось Владимиру Мономаху (даты правления в Смоленске 1073-1078 год) в дальнейшем. Будучи князем, ему приходилось постоянно воевать с половцами. Чтобы обезопасить свои земли, он помогал соседям. Вместе легче было бороться с агрессивными племенами.

В 1078 году Киев занял Всеволод Ярославович. Его сыну тогда исполнилось 25 лет, он стал княжить в Чернигове. Ему и здесь приходилось отражать опустошительные половецкие набеги. Более десяти лет он являлся правой рукой отца. Ему доверяли возглавлять великокняжеские дружины, которые уничтожали половцев и усмиряли непокорных князей.

В 1093 году Всеволод Ярославович умирает. Киевский престол получает Святополк Изяславович, двоюродный брат Владимира. Через год Мономах оставляет Чернигов на Олега Святославовича, а сам отправляется в Переяславское княжество. В многочисленных боях был убит старший сын и младший брат. Это было время проявления военной доблести князя.

Приход к власти в Киеве

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

В 1113 году Святополк умер. На трон претендовали Святославичи, но их не любили в Киеве, поскольку они имели отношения с половцами. На вече было принято решение просить Владимира переехать из Переяслава в Киев и занять место, которое когда-то принадлежало отцу и деду.

Еще до официальных годов правления, Владимир Мономах стоял во главе князей Руси. Но он не спешил принимать предложение. Пока он медлил, в Киеве начались беспорядки. Чернь начала крушить дворы богатых людей. Эти бесчинства мог прекратить только сильный правитель.

Князь покинул Переяслав, чтобы сесть на престол в Киеве. Беспорядки утихли, началось мудрое правление Мономаха, которому на тот момент исполнилось уже 60 лет.

Устранение княжеских усобиц

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

По словам летописца, правление Владимира Мономаха характеризует его как человека, который мирил всех враждующих. Он проявлял гостеприимство, подавал пример набожности, был доблестным воином.

Несмотря на то, что большинство князей приняли его за старшего, Мономаху не удалось избежать двух междоусобных войн. Первая произошла на Половецкой земле с Глебом Всеславичем. Вторая — на Волыни с Ярославом. Владимир стал победителем в обеих войнах, другие же князья не решались выступать против киевского правителя.

Войны с соседями

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

При правлении Владимира Мономаха земли Руси находились в абсолютной безопасности, и правитель смело отправлял своих сыновей в походы на соседние земли.

Мстислав, который был старшим сыном и князем Новгорода Великого, совершил поход на территорию Ливонской Чуди. В 1116 году ему удалось захватить город Оденпе.

Юрий (Долгорукий) правил в Ростовских землях. Он в 1120 году на судах по Волге пошел на территорию Камских Болгар, прибыл оттуда с хорошей добычей.

Ярополк ходил с войском за Дон. Там в 1116 году он громил половцев и другие племена. В походе третий сын Мономаха пленил аланскую княжну, которую сделал своей женой. Погром половцев позволил притесненным печенегам и торкам поднять свои восстания, но они были подавлены. Печенегам пришлось бежать на земли Руси.

Отношения с половцами

Половцы были одним из серьезнейших врагов славян в борьбе за территорию. Во время правления Владимира Мономаха в Переяславе произошло множество столкновений с ними. Княжество стояло у края Дикого поля. В то время эти земли еще называли Половецкой степью.

Известно, что с 1103 года князь стал возглавлять походы против половцев. Он смог одержать важные победы в следующих сражениях:

  • 1103 год – на Сутени;
  • 1107 год;
  • 1111 год – на Сальнице.

В 1116 году князь отправился во второй поход, он был не менее успешным. После этого половцы вынуждены были покинуть территорию русской границы.

Поход на Дунай

Мономах вынужден был отправить свои войска за Дунай, чтобы побороться за права своего внука Василия. Его отца Леона убили по приказу византийского императора. Войско возглавил Иван Войтишич. Но грекам удалось захватить Дористол. Тогда князь послал своего сына Вячеслава и воеводу Фому, который был потомком Ратибора. Но Дористол захватить не удалось. К концу правления его отношения с Византией вновь становятся дружескими. Об этом свидетельствует тот факт, что города были переданы греческому императору. Об этом упоминается и в летописях. Его внук Василий поселился в Киеве, он погиб в одном из сражений между князьями.

«Поучение детям»

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

Правление князя Владимира Мономаха отличается мудрыми взвешенными решениями. В своем труде он убеждает своих детей жить в мире, не поддаваться лени, не полагаться во время сражений на воевод, любить своих жен, но не давать им власти над собой, не забывать полученных знаний, учиться новому. Он вспоминает своего отца, который сидя дома знал пять языков. За это его почитали в других странах.

«Поучение» служит прекрасным доказательством ума князя, его благочестия, грамотности и начитанности. Это творение актуально и в наши дни. Оно входит в школьную программу в качестве примера нравственности.

Внутренняя политика

Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления

Во времена правления Владимир Мономах проводил больше времени вне дома. Он сам писал, что важных походов у него было 83, а неважных — не сосчитать. Тем не менее он не забывал про внутренние дела государства.

Основная деятельность князя:

  • Один из организаторов Любечского съезда, который состоялся в 1097 году. Князья собрались, чтобы объединить свои силы в борьбе с половцами. Они провозгласили принцип, по которому каждый из них «владеет отчиной своей».
  • Составил дополнение к «Русской правде». Оно известно как «Устав Владимира Мономаха». Князь ограничил власть ростовщиков, облегчив положение зависимых людей. Например, холопа больше не могли превратить в раба за долги. Он запретил убивать преступников в качестве наказания. Смерть заменялась денежным штрафом.
  • Поручил создать вторую редакцию «Повести временных лет». Задание выполнял монах Нестор.
  • Решение вопроса с евреями в Киеве. Князь прекратил погромы этого народа. На съезде в Выдобыче было принято решение о том, что имущество евреев останется при них, но они должны покинуть киевские земли под конвоем.
  • Заключал династические браки между Рюриковичами.

Родственные союзы он заключал с различными государствами. Сам он был сыном византийской царевны. Был женат три раза. Одной из жен был Гида (дочь короля Англии Гарольда). Своего сына Мстислава он женил на шведской принцессе Христине, дочь Евфимию сделал супругой венгерского короля Коломана, но вскоре ее вернули отцу. Дочь Мария вышла замуж на византийского царевича Леона.

Итоги правления

Киевом Мономах правил с 1113 по 1125 год. Для человека преклонных лет это достаточно длительный срок. Несмотря на то, что в это время Русь уже начинала дробиться на отдельные княжества, во время правления Владимир Мономах смог удержать земли в единстве. На время прекратились набеги половцев и княжеские междоусобицы. В этот период времени Русь считалась полноправной частью европейского сообщества.

Владимир Мономах кратко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector