Типология государства

  1. Понятие и значение типологии государства

  2. Формационная типология государства

  3. Цивилизационная типология государства

Типология, классификация государства по типам представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой теории, отражает логику естественно-исторического развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств исторического процесса развития государства и права.

Категория типа государства и права занимает важное место в теории государства и права, позволяет более полно познать сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс этих общественных явлений.


Типология – высший и наиболее сложный вид классификации. Принципиальная специфика типологии состоит в том, что она представляет собой классификацию государств, взятых как целое, во всем объеме их содержания и сущности. Частная классификация же основывается на отдельных признаках (по формам правления). Усилие ученых, направленные на разработку типов государств, порождены стремлением выявить самые глубинные основы этих явлений и отразить их в научных категориях. Типология государства дает позитивные результаты, когда в науки уже сложилась достаточно развитая система абстракций, когда вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения, когда пройден первый этап научного познания. Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.

Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.

Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.

В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.


Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.

Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.

  • Тип государства позволяет определить место государства в общей цепи исторического развития

  • Тип государства позволяет конкретизировать социальную сущность государства и его назначение в обществе

  • Тип государства позволяет нам выявить особенности построения механизма государства, формы осуществления его функций

В современной науки преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.

Формационный подход


До недавнего времени, до 90-ых годов, все рассматривалось исключительно с точки зрения формационного подхода. Суть этого подхода состоит в том, что в основе типизации лежит научная категория общественная формации, основанная на том или ином способе производства, отражающая отношения базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиций его социального назначения. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.

  1. Первичный период – архаичный

  2. Вторичный – экономический

  3. Третичный – коммунистический

Под первичной и третичной общественной формацией Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. С разрушением общины, возникает обращение товаров, появляется закон стоимости и другие экономические закономерности, происходит возникновение экономической формации, на смену личной зависимости приходит экономическая зависимость. Первичная и коммунистическая могут быть характеризованы как общественные формации, не имеющие экономического характера. основные признаки экономической формации – наличие частной собственности, эксплуатация человека человеком, антагонистических классов товарного производства. Таким образом макро-формации по существу идентичны на доклассовое, классовое и бесклассовое общество.


марксистском учение вторичная или экономическая макро-формация является центральным элементом, но Маркс считал что экономическая формация – доисторическое время, история настанет только в бесклассовом обществе. Экономическую формацию Маркс делил на более меньшие периоды – общественно-экономические формации. Каждая из общественно-экономических формаций представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической формации таких общественно-экономических формаций обычно выделяют три. Рабовладельческая (античная), феодальная и буржуазная, каждой из которых соответствует свой способ производства. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и соответственно государство служит классу, господствующему в данном обществе. Типов государства соответственно тоже три. Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг: существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовый противоречиях было необходимо государство, то есть 20т. с.40

Согласно учениям Маркса и Энгельса государственность не упраздняется после ликвидации господства буржуазии, потому что на первой фазу коммунизма (социализм), сохраняются классы, следовательно сохраняется потребность в государстве. После пролетарской революции возникает четвертый этап – социалистическое. Государство служит рабочему классу – государство диктатуры пролетариата. Высказывания Маркса и Энгельса носили прогностический характер, при их жизни таких государств не было. Но в 1917 большевики взяли эту идеологию на вооружение, и стали называть его социалистическим.


Каждая из форм собственности (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалист) является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Совокупность производственных получило название базиса общества, в отличие от его надстройки, куда входят политическая, правовая, идеологическая, моральная формы отношений. Сами же производственные отношения детерминируются уровнем развития производительных сил. Базис и надстройка в совокупности называются формацией. Исторически первым типом государства было рабовладельческое государство (Древние Греция и Рим). Возникновения государств-рабовладельцев было закономерностью, экономической предпосылкой являлось появление товарного производства, возникновения частной собственности и эксплуатация человека человеком. Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность не только на средство производства, но и на рабов. Рабовладельческое государство оставалось на всех этапах средством защиты собственности рабовладельцев и их классового господства.

Следующий исторический тип – феодальное государство, политическая власть в котором покоилась на феодально-производственных отношениях, основой этих отношений являлась собственность на главное средство производства (землю), и отсутствие такой собственности у главного производителя (крестьян). В то же время в эпоху феодализма феодал обладал неполной собственностью на работника, который обладал правом владеть некоторой частью орудий средств производства (для обработки земли и т.д.) Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах:


1) барщина (отработка на феодала определенное время)

2) натуральный оброк (передача части произведенного продукта)

3) денежный оброк

Феодальное государство характеризуется иерархией социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличается особым юридическим статусом. Нет единого права, каждое сословие имеет свое право, распространяющееся только на это сословие. На всех этапах развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием насилия над крепостными крестьянами, органами диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны и укрепления развития феодально-экономического базиса.

Буржуазное государство – впервые в Европе и Северной Америке, в результате буржуазных революций 17-18 веков. Эти революции положили начло новой формации – капитализму. В своем историческом развитии буржуазное государство проходит три стадии развития

  • домонополистическое государство

  • монополистическое государства

  • государство глобального корпоративного капитала


Каждая из стадий имеет свои особенности. На первой стадии государство по своей социальной сущности представляло собой

Организация этого государства характеризуется установление равенства, в то же время благодаря системе различных цензов неимущие классы отстраняются от возможности управлять делами государства, соответственно оно и действует в интересах собственников. Господство собственников оправдывается доктриной государство ночной сторож (только административные функции) – экономический либерализм. Второй этапимпериализм. Это государство, в котором обострились до предела все противоречия свойственный обществу предшествующего этапа. Эксплуатация людей (экономическая) приводила к социальным взрывам. Формирование монополистического капитала в ведущих странах сопровождалось политикой отхода от экономического либерализма, сопровождавшимся активным вмешательством государства в экономику. Рост расходов на социальные нужды преобразовывали характер государства, обеспечивали трудящимся определенные социальные гарантии. Главным результатом эволюции социальной природы государства на этом этапе стало становление социально-правового государства. Развитие этого гос-ва ускорилось после Второй мировой войны. В 80-90ых годах происходит подъем неолиберализма, что связано с возникновением однополярного мира, ускоренной глобализации мирового хоз-ва, буржуазное государство становится полит надстройкой над формирующемся информационном обществом и вступает в третью стадию развития.


рактеристики такого государства ее пока разрабатываются. Четвертый тип государства – социалистическое государство. По мнению идеологов марксизма социалистическое государство представляет собой высший и последний тип государства. По мнению марксистов сущность этого государства заключается в том, что оно представляет собой организационную форму экономического, социального, культурного руководства общества, цель которого – строительство коммунизма.

Недостатки – это государство не смогло создать экономических стимулов производства ни промышленности ни сельского хозяйства. Административно командная система отличалась полным отсутствием демократии, диктаторские методы сохранились потом и привели к репрессиям, сформировался правящий слой – номенклатура, кризисные явления настали в обществе, они ускорялись перерождением бюрократии.

Эта теория разработана на европейской истории Марксом и Энгельсом.

Недостатки формационной теории: потерпел неудачу социалистический эксперимент; появление социализма произошло не в самых развитых странах; теория не учитывала возможности появления переходных государств.

Цивилизационный подход


Цивилизация – все что создано человеком, в отличие от того, что дала человеку природа. Цивилизация предполагает с одной стороны определенный уровень технического обещственного и культурного развития, с дургой стороны специфику, которая порождна природными, социальными, этническими, историческими усвоями и обстоятельствами. В наиболее обещм виде цивилизация может быть опрееделна как социо-культурную систему, основанную на определнны духовно-нравственных и культурных ценностях и структурах, система, которая поддерживает необходимую интеграцию общества и вто же время сохраняет высокую степень его дифференциации, что является основной жизнедеятельности все более усложняещегося обещства. На рубуже 20-21 века цив подход заявляет все большие права на описание всемирно-исторического процесса, и в чем то он существенно дополняеет и обогащает формационный подход, позволяет составить принципииально иное представление о соотношении жкономики политики культуры, позволяет по новому понять роль духовного фактора.

в рамках цив подхода существует 2 течени:

— социо-культурный подход – Шпенглер + Тойнби + Данилевский. Данилевский – общая типология культур, является историей локальных цивилизаций, имеющих замкнутый характер, но схожий механизм. Он выделял 11 полноценных циивлзаций. По мнению Данилевского европейскйи тип цивилизации обречен на упадок, который намтелися уже во второй половине 19ого века, а на смену должна прити восточно-славянская цивилизация.


енглер противпоставлял культуру и цивилизацию. По мнению Шпенглера – цив – продукт рождения и перерождения культуру. Он выделял 8 культур. Каждая из этих культур переживает зарождение расцвета и упадка. Единйо культруы не существует. Отрицал идею прогресса государственно-правовых форм. Тойнби: приориет культурного начлаа. По тойнби все известные в истории цивилизации – определные типы чел сообществ, вызывающие ассоциации в области религии ирхитектуры живописи и тд. По Тойнби не существует единой истории – это круговорт отдельных цивилизаций и государств, замкнутых в себя и параллельно существующих. Тойнби допускал возможность глобального общества со всемирной религией этикой.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств.

Выделяют:

1. Формационный подход к типологии государства – тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. Тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мне­нию представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки: она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т. п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Типы государства:

— рабовладельческое государство – политическая власть находится в руках рабовладельцев;

— феодальное государство – политическая власть находится в руках феодалов;

— буржуазное государство – политическая власть у буржуазии;

— социалистическое государство – гос-во высшего типа базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую соц.базу (выражает волю всего народа).

2. Цивилизационный подход к типологии государства – основан не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому в основу типологии берется соотношение государства и личности.

Достоинства: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религи­озный и национальный подходы к сущности государства); в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, полу­чается более «заземленная» (географически адресная) типология госу­дарств.

Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в каче­стве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или неволь­но) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государ­ство — ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадаю­щими с критериями общества, как более широкого и объемного понятия.

проф. Венгеров выделяет государства первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумер­ской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

государства вторичных цивилизациях — западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой все­сильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; положение правителя, олицетворявшего государство, было двойствен­ным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой — его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиций двух подходов:

— формационного – главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Тип производственных отношений является решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

— классификация осуществляется на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. Поэтому различают такие типы права, как:

А). национально правовые системы – конкретно историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства;

Б). правовые семьи – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования (романо-германская, англосаксонская, религиозная семьи)

 

7. Функции государства: понятие, содержание, классификация.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В фун­кциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отра­жать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Цель общества есть то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Т.е. цели и задачи определяют функции.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются: на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекра­щают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помо­щи региону, где произошло землетрясение). В зависимости от принципа разделения властей — на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные. В зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров). В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям РФ относятся: 1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – (Ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью») это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

2) Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Данная функция в РФ в сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т. д.

3) Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией РФ, налог главным метод новой системы управления, универсальный регулятор, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т. п.

4) Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества (об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.), их социальной поддержки. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т. п.

Основные подходы к типологии государства 5) Экологическая функция — связанна с обострением экологической ситуации в мире и в стране, выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т. д.

6) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.,

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач, их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. К внешним функциям России относятся следующие:

1) Функция обороны страны, имеет первостепенное значение. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверените­та и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т. п.

2) Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью РФ по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Участие стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ВС РФ в миротворческие операции.

3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направленная на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

4) Антитеррористическая функция выражается в совместных и согла­сованных действиях государств по борьбе с терроризмом, который в современных условиях уже превратился в глобальную проблему человечества.

 

Основные подходы к типологии государства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector