Дар созидания

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Эйфелœева башня. Париж

Трудно представить себе современ­ную жизнь без больших и малых го­родов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтана­ми, с потоком машин, броскими, за­зывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь данный шумный, бес­покойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Жилой комплекс «Алые паруса». Москва

Человек во всœе времена, создавая ок­ружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался прису­щими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, мате­риалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.


При этом культура современного мира в основном интернациональна, в ней всœе меньше и меньше остается места традиционным вкусам и пред­ставлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковы­ми предметами быта͵ носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое не­повторимое искусство.

Сегодняшний предметный мир со­здается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета го ворить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся де шевле и доступнее для массового по купателя.

Чтобы выдержать конкуренцию производителœей предметов и услуг для повсœедневной жизни, стало крайне важно привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителœей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целœесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно­ значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

• Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстети­ка, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл.

• Изучите облик вашего города (района), посœелка, деревни. Какие особенности говорят о тра­дициях в его облике, а какие — о новаторстве?

• Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или ору­дия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Художественно-творческие задания

► Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем посœелке (селœе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и совре­менность в облике моего города».

Архитектура исторического города

Карта Москвы XVI века

В. Васнецов. XVI века. Расцвет Кремля

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Архитектура (лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жиз­ни человека искусств является архи­тектура.


В случае если сравнивать архитектуру с дру­гими искусствами, то по мере услов­ности к ней ближе всœего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и ма­тематика, не имеет аналогов в окру­жающем мире — ее форма абстрак­тна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитек­туры с музыкой? «Застывшей музы­кой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек на­учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма­териалы, которыми была богата окру­жающая местность. Большое количе­ство домов образовывало посœелœения. Для обороны от врагов посœелœения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. По этой причине русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от вы­ражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Акрокоринф. Греция Афинский акрополь. Греция

Планировка и строительство горо­дов — это одна из областей архитек­туры, она получила название «градо­строительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Новгородский детинœец. Современная аэрофотосъемка

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиоз­ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ог­раждали могучими каменными сте­нами с зубцами и башнями, окружа­ли глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овла­деть его воротами означало овладеть всœем городом.


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие ка­менные стены, раз и навсœегда опре­делившие его границы, город средне­вековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природ­ного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе… И воз­любив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Город обычно вырастал на возвы­шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани­мал детинœец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото­чены самые большие, монументаль­ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского го­рода был кафедральный собор. Поб­лизости располагалось администра­тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео­дальный замок располагался за город­ской чертой.

Площадь и здание городской ратуши. Прага Регистан. Самарканд. Узбекистан


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково­го города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителœей культа͵ учителœей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му­сульман призывали на молитву. Важ­ную роль в архитектурной компози­ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го­родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всœего света͵ в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради­ции градостроительства: в конце ши­роких прямых улиц обязательно раз­мещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величест­венность перспективы.

Карта Санкт-Петербурга начала XX в.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербурᴦ. Он возводился по плану, заранее составленному и тща­тельно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го­рода трезубцем сходятся к площадям.


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Санкт-Петербурᴦ. Исторический центр

• Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

• Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

• Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи­тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

• Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от­звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

Художественно-творческое задание

► Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер­ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Архитектура современного города

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Ш. Ле Корбюзье. Дом над водопадом.

Каждый город имеет свое собствен­ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ­ной планировки и строительства. Сов­ременные города и современные райо­ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер­тежах и макетах выверяются не толь­ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту­ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли­клиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — всœе то, что крайне важно для нормальной жизни человека.


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой

В современных микрорайонах стро­ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. При этом обществен­ные здания часто возводятся по специ­альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов­ные устремления людей и воздейству­ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен­ные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространс­твенную среду.

Язык архитектуры всœегда совреме­нен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.

Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи­тектурных форм и технологий ХХ! в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро­ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут­реннее пространство помещений.

Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впер­вые начал использовать в своих пост­ройках сборные модули из желœезобе­тона.


Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре таких на­правлений, как конструктивизм, раци­онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек­торы стремились к созданию целœесо­образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен­ного образа используются асиммет­рия, контрастное противопоставле­ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Муниципалитет в Таллинœе. Эстония

В случае если раньше в городе возвыша­лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про­явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.

Новый смысл получили связанные с архитектурой монументальная жи­вопись и декоративная скульптура.

Современные архитекторы пользу­ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе­ния и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало­гичные формы. К примеру, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку­курузных початков и т. д.

Дом Оперы в Сиднее. Австралия

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Эти тенденции проявляются и в современной музыке. К примеру, в конкретной музыке, композиция ко­торой составлялась из предваритель­но записанного материала (природ­ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо­вательности.


Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Д. Сикейрос. Вехи истории.. Мехико

Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995) — один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete). Этот стиль появился благода­ря развитию звукозаписывающей тех­ники, появлению доступных микрофо­нов и, как следствие, благодаря доступ­ности проведения экспериментов.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Д. Сикейрос. Индустрия Детройта Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико «Темный корнишон». Лондон

Оливье Мессиан (1908—1992) — фран­цузский органист, композитор и выдаю­щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он тщательно изучал, но- тировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

• Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите:

а) для каких климатических условий они созданы архитекторами;


б) какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав­ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.

• Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив­ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).

Художественно-творческие задания

► Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чер­теж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.

^ Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди­зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

► Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).

► Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь­ной конференции «Искусство на улицах нашего города (посœелка, села)»

Специфика изображений в полиграфии

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Г. Доре. Дон Кихот Г. Доре. Ад. Вергилий и Данте

Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повсœедневной жиз­ни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета͵ иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст- ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единœении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

А. Бенуа Медный всадник. М.Врубель Демон А. Бенуа. Пиковая дама.

Замечательный иллюстратор Н. Кузь­мин пишет о том, что художник, вло­живший свой труд и вдохновение в создание книги, всœегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни­ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателœей «Робинзон Кру­зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра­ций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе­ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра­фика Г. Доре.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой…

В иллюстрациях А. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры.

Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюры В. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­чувство. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел читать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки­хот» К. Караева к одноименному рома­ну М. Сервантеса.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

И. Билибин. Василиса прекрасная

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Найдите в справочной литературе определœений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».

• Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?

• Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?

• Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил­люстраций…» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко­лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

• Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?

• Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?

• Послушайте фрагменты музыкальных сочинœений, в основе которых лежат литературные про­изведения.

Художественно-творческие задания

► Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве­дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).

► Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи­ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.

Журнальная графика в послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Имитация картины Арчимбольдо с использованием настоящих овощей и фруктов. Современная фотография

#

• Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб­ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?

• Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка­кого-либо изделия.

• Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (посœелка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?

• Посмотрите на канале «МузТУ» один из видеоклипов популярных исполнителœей. Какие рек­ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це­лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?

Художественно-творческие задания

Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон­церта͵ конкурса, фестиваля искусств (по выбору).

Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.

Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.

Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь­ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко­ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки и студии, традиции и др).

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Ч. Макинтош. Стул

Формирование красивой и ком­фортной предметной среды всœегда привлекало внимание людей. На ру­беже Х1Х—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг­лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни­ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про­изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол­лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен­ность предметам быта.

Классицизм, модерн, арт-деко, ми­нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Дизайн (англ. design — про­ект, замысел, чертеж, рису­нок) — термин, обозначаю­щий различные виды проек­тировочной деятельности

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитек­тора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собствен­ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки­вающий утонченность и яркую инди­видуальность владельца. Линии в мо­дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк­ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн, ориентировались на природные формы.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

С. Малютин. Фрагмент дереянной резьбы

В России в стиле модерн работа­ли известные художники М. Врубель, С. Малютин и др. Достаточно посмот­реть на особняки начала XX в., где всœе дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя всœе одной тематике.

Дизайнеры второй половины ХХ в. проектировали предметы домашнего обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм. Именно в это время появилась одно­разовая посуда, являющаяся тоже про­дуктом дизайна.

Современные дизайнеры выполня­ют художественное проектирование продукции всœех производств, начи­ная от самой серьезной техники и машин и заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи так называемой комплексной эстетизации пространства которая выражается в поиске оп­тимального сочетания функций и формы серий­но выпускаемых предметов: мебели, телœевизо­ров, радиоприемников, телœефонных аппаратов, светильников, предназначенных не только для создания комфорта в повсœедневной жизни че­ловека, но и для ее украшения.

Ч. Макинтош. Интерьер Дома любителя искусств

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. С. Дали.. Идея шляпки в форме туфли

Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и промышленное произ­водство образовали взаимовыгодное содружест­во, в результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей самовыраже­ния, а различные технологические процессы получили эстетический смысл.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Фотография из журнала «Vogue». 1970-е гᴦ.

Взаимосвязанными в ХХ в. оказались искус­ство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода подчас диктовала художни­кам некоторые идеи. К примеру, известный ис­панский художник Сальвадор Дали (1904—1989) разработал для популярного в Италии Дома мод проекты женских шляпок в виде туфли. А де­монстрации моделœей одежды в крупных городах превратились в настоящие театрализованные представления.

Дизайн одежды спас положение в музыкаль­ных театрах Италии и Америки во второй по­ловинœе ХХ в. В эти театры были приглашены мастера авангардного искусства. Декораторам и художникам по костюмам представилась воз­можность реализовать свои самые смелые твор­ческие замыслы при создании сценических кос­тюмов для персонажей опер и балетов.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

• Найдите в справочной литературе определœения стилей дизайна: классицизм, модерн, арт- деко, минимализм, хай-тек, китч, этно. Подберите в журналах изображения различных интерь­еров, выполненных в этих стилях.

• Рассмотрите изображения различных изделий дизайнерского искусства. Какие элементы ху­дожественного языка делают их привлекательными для потребителя?

Художественно-творческие задания

^ Выполните проект какого-либо предмета быта — посуды или мебели (рисунок-эскиз предме­та͵ чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

► Послушайте фрагменты музыкальных спектаклей (опера, балет, мюзикл). Посмотрите киновер­сию одного из них. Создайте эскизы костюмов главных действующих лиц одного из спектакля.

► Создайте проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера или парка около вашего дома.

Декоративно-прикладное искусство

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Дипилонский кратер. Греция

Декоративно-прикладное искусст­во — сложное и многогранное явле­ние культуры. Оно охватывает мно­гие виды народных промыслов, свя­занных с созданием художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, укра­шения, игрушки и т. д.). Декоративно­прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древ­ность и развиваясь в наши дни.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Фрагмент краснофигурной вазы. Греция

Произведения декоративно-при­кладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространс­твенным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комп­лекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. — с художественным конструированием и дизайном.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. К. Маковский. Боярыня у окна

Человек издавна стремился укра­сить свое жилище и всœе, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практи­ческом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представ­ление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всœегда нахо­дила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преоб­раженные фантазией художника, пре­вращались в изделии в яркий, вырази­тельный орнамент.

Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Фарфоровые тарелки. Китай

Фаберже. Пасхальное яйцо

Кинжал и ножны.

Западная Европа

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Вы­ражая представление о прекрасном своими специфическими средства­ми, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а пе­редает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного мате­риала, его декоративных достоинств и особенностей технологической об­работки.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Иван-царевич. Дулево

Язык декоративно-прикладного ис­кусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств ма­териала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традицион­ных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-при­кладного искусства всœегда основано на гармонии частей и целого.

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Ритуальная маска. Габон. Африка

Современные изделия декоративно-­прикладного искусства созданы с уче­том народных традиций и моды сегод­няшнего дня. До сих пор самыми попу­лярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных тради­ций, являются изделия из стали, ков­ры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в вос­точных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изде­лия из янтаря — в прибалтийском ре­гионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фан­тастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.

Большая императорская корона. Россия

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Морской янтарь и изделия из него. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Много прекрасных образцов деко­ративно-прикладного искусства можно увццеть в художественных, историчес­ких, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выстав­ка народного искусства — это всœегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и сов­ременными художниками, неизменно вызывают восхищение посœетителœей, а у некоторых появляется желание сле­довать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с про­изведениями декоративно-приклад­ного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пы­таясь понять, какими художественны­ми и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попыта­ется любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Персидский ковер. Иран

• Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура. Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Поднос с черненым орнаментом. Москва Поднос. Жостово

• Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-при­кладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

• Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Художественно-творческие задания

► Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию, познакомьте с ней одноклассников.

► Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово,

Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,

«Золотая рожь» и др.

► Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства раз­ных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок, преданий, пословицы, поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителœей, гостей школы.

Музыка в быту

Трудно представить жизнь совре­менного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телœевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праз­дники, развлечения и т. п.

У каждого наверняка есть своя фо­нотека — коллекция любимых музы­кальных п

Искусство 9 класс

Тема урока «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»

Цель и задачи:

  1. Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

  2. Изучать облик своего города (района, поселка, деревни) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Осознание понятия «эстетическая среда».

  3. Изучение продуктов деятельности людей творческих специальностей, формирующих эстетическую среду жизни человека.

  4. Знать особенности художественных образов различных искусств, их оценку с позиции эстетических и практических функций.

  5. Знать понятия: архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

  6. Знать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

  7. Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Средства наглядности: — слайды мультимедиа;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Организация учебно-воспитательного пространства:

магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор,

презентация «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»

тема записана на доске в форме эпиграфа.

Музыкальный материал: «Музыка на городских (сельских) праздниках»

Ход урока.

Приветствие.

Повторение материала прошлого урока.

Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, беспокойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство. Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологии, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

Показ презентации «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»

Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно — значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.

  1. Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл.

  2. Изучите облик вашего города (района), поселка, деревни. Какие особенности говорят о традициях в его облике, а какие — о новаторстве?

  3. Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или орудия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Художественно-творческие задания

► Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и современность в облике моего города».

Лекция: Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Ландшафтная архитектура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector