Стихотворение можно отнести к жанру элегии, развернутого описания с
элементами рассуждения. Главной темой, главным образом становится
ширь русских просторов, невеселые раздумья лирического героя.
Образ зимней дороги в стихотворении, как метафора, выражающая
жизненный путь героя.

Стихотворение распадается на два смысловых отрезка: первый посвящен
описанию дороги и песни ямщика, во втором выражены ожидания лирического
героя, надежды на встречу с возлюбленной.
Композиция кольцевая: первое четверостишие включает описание унылого зимнего пейзажа, и последнее, седьмое также возвращает нас к целостной картине.

Музыкальность определяется повторяющейся инверсией определений,
чередованием ударных и безударных слогов.
В четвертой строфе словно слышится конский топот, повтор звуков [п] , [т] .
В пятой строфе много звуковых повторов, сквозной звук [з] , из 11 слов в пяти
встречается [з] .
В шестой строфе повторяющиеся [ч] , [с] создают эффект тиканья часов.
В седьмой строфе преобладают сонорные [н] , [л] , что в сочетании с ударным [у]
рождает ощущение тоски, грусти, скучной, длинной зимней дороги.


Во второй строфе 4 эпитета-определения.
Их роль усиливается инверсией: дорога зимняя, скучная, колокольчик однозвучный. Эпитеты характеризуют долгую зимнюю дорогу, подчеркивают ее однообразие.

Третья строфа продолжает раскрытие темы дороги, идет описание песни
ямщика.
В одном предложении сказано так много, как только могут сказать стихи:
слышится сама русская песня, отразившая русский характер, судьбу народную.
Здесь присутствует знвчимый эпитет – родное, выделенный постпозицией,
выражающий отношение поэта к русской песне. В двух соседних строках сталкиваются антонимичные понятия: разгулье удалое и сердечная тоска, помогающие автору показать сложность и противоречивость русского национального характера.

Четвертая строфа характеризует образ всей России, всю бесконечность ее просторов – глушь и снег – короткие, констатирующие фразы, отсутствие тропов. Необъятность просторов – где на много верст – лишь верстовые столбы, и в то же время – пустота, глушь.
В пятой и шестой строфах меняется тема – жизнь новая, неопределенность будущего, предстоящее свидание с любимой.
В пятой строфе повтор слова завтра в двух соседних строках, как свидетельство нетерпения встречи.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь.. .


Седьмая строфа завершает стихотворение, повторяя тот же мотив. (Грустно, Нина,
Путь мой скучен) в новой форме.
Слово «путь» в данном случае употреблено, очевидно, в переносном значении.

Пейзаж создает определенный душевный настрой, так как лирический пейзаж
элегии представляет своеобразный фон переживания: картины зимней вечерней
дороги созвучны душевной печали.
Большинство глаголов обозначают психологическое состояние лирического героя,
его внутренние переживания – забудусь, загляжусь, разлучит, наглядясь. Глаголы пробирается, льет, бежит, гремит создают внешний фон, настраивающий на
восприятие душевного волнения. Глаголы употребляются в настоящем и будущем времени в соответствии с реальным пейзажем, окружающим поэта и
предполагаемой, ожидаемой встречей с любимой .
Прилагательные служат в тексте образными эпитетами (печальные, скучная, сердечная) . В тексте встречается краткие прилагательные – скучен, однозвучен, полосаты.

Четырехстопный хорей, размер, которым Пушкин писал не часто, перекрестная
рифма, то мужская, то женская, обилие пиррихиев, параллельное строение предложений — вот то, что создает повествовательную, торжественную интонацию.

В стихотворении приводятся в действие все уровни языка, единицы которых прямо
или опосредованно выражают содержание, функционально совмещаясь и
дополняя друг друга. Первостепенную роль в эстетической выразительности
играют фонетический и лексический уровни.


Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и стихотворения П.А.Вяземского «Дорожная дума»

1 вопрос.

Можно ли выявить жанр стихотворений?

На первый взгляд, оба стихотворения можно отнести к пейзажной лирике, но с другой стороны, это и интимная лирика, потому что в них передаются личные переживания.
Стихотворение А.С.Пушкина было написано, когда он получил отказ от Софьи Пушкиной, которая в стихотворении названа Ниной. О настроении лирического героя говорит словестный ряд: печальные поляны, льёт печально, по дороге… скучной, сердечная тоска, скучно, грустно… А может быть, это элегия? Ведь в нём явно есть размышление о сложных проблемах жизни, но есть надежда на скорое свидание, хотя в начале стихотворения преобладает меланхолия.
Стихотворение П.А.Вяземского можно отнести и к дорожной лирике, впрочем, как и стихотворение А.С.Пушкина, потому что в обоих главный мотив – это мотив дороги. А дорога – это жизнь. И «Дорожную думу» можно назвать элегией, т.к. в ней выражена печаль как результат философских раздумий.
Как видим, к какому жанру относятся эти стихотворения, нельзя сказать однозначно: в них есть и элементы элегии, и интимной лирики, и пейзажной лирики (правда, пейзаж здесь дан для того, чтобы показать настроение лирического героя). Скорее всего, здесь идёт речь о смешении жанров.


2 вопрос.

Что даёт основания для сопоставления этих текстов?

Создается впечатление, что в какой-то мере стихотворение П.А.Вяземского «Дорожная дума» является продолжением стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». П.А.Вяземский начинает своё стихотворение словами из стихотворения А.С.Пушкина: «Колокольчик однозвучный» (реминисценция). Общим является в стихотворениях мотив дороги. В обоих стихотворениях события происходят зимой. Оба лирических героя полны печали, какой-то внутренней тревоги.
И в том, и в другом стихотворении пейзаж отражает эмоциональное состояние лирического героя. Только, может быть, герой Пушкина настроен более оптимистично в предвкушении свидания с любимой.
Все это, я считаю, даёт основание для сопоставления этих текстов, к тому же известно, что А.С.Пушкин и П.А.Вяземский были друзьями.


3 вопрос.
Можно ли найти отличия в настроении авторов, отразившиеся в произведениях?
Известно, что стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» посвящено Софии Андреевне Пушкиной, дальней родственнице поэта. Их связывали и романтические отношения: зимой 1826 года он сделал ей предложение, но получил отказ. Можно предположить, что таинственная незнакомка Нина – прообраз его возлюбленной.
С первой же строфы мы понимаем, что настроение поэта грустное (об этом говорит эпитет
печальные(поляны).
Пейзаж безрадостный, мрачный, что соответствует состоянию поэта: он и жизнь свою находит безрадостной, унылой, скучной. Вторят его настроению и песни ямщика, в них – сердечная тоска. Но поэт верит, что жизнь его скоро изменится к лучшему.
В стихотворении П.А.Вяземского «Дорожная дума» тоже мало радости: крик протяжный, сумрак скучный, саван снежный, тоски однообразной… Лирический герой находится в «
бесчувственности праздной», жизнь будто остановилась («роздых бытия»). Он не может четко выразить, что он чувствует («мне не скучно, мне не грустно»).
Мне кажется, что в стихотворении Пушкина больше оптимизма, чем в стихотворении Вяземского. У Вяземского больше загадочности, тайны. А стихотворение Пушкина более прозрачно.


4 вопрос.

Какие средства художественной выразительности позволяют передать настроение лирического героя?

Грустное настроение лирического героя в стихотворении А.С.Пушкина помогают передать следующие средства художественной выразительности:
Эпитеты: печальные (поляны), (по дороге) скучной, (колокольчик


4">скучен
;
Олицетворения: пробирается луна, отуманен лунный лик.
В 3-ей, 4-ой, 5-ой строфе использованы фигуры умолчания, с помощью которых автор выражает невысказанные чувства.
Синтаксический параллелизм:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска – подчеркивает скуку и однообразие жизни.
В стихотворении есть и
инверсии, которые как бы замедляют динамику:
— пробирается луна, льёт печально свет она.
В последней строфе поэт использует

это, автор использует:
— эпитеты: (колокольчик) однозвучный, (крик) протяжный, (сумрак) скучный, (мир) безбрежный, (тоски) однообразной;

ont>
предложения, которые, возможно, выражают отчаяние лирического героя.
Оба стихотворения написаны хореем с пиррихиями, которые придают стихотворениям особую плавность.
Мы видим, что оба поэта использовали одни и те же средства художественной выразительности, чтобы передать настроение лирического героя, находящегося в не самом лучшем расположении духа.

5 вопрос.

Выделите основные пространственные образы стихотворения,покажите, как они соотносятся в структуре текста.

Пространственные образы в обоих стихотворениях связаны с дорогой.
В стихотворении «Зимняя дорога» можно отметить два ряда образов. Первый ряд передает состояние грусти («
печальные полны», «печальный свет луны», «сердечная тоска», «однозвучный колокольчик», «глушь и снег»).


у противопоставлен 2-ой ряд образов, когда герой окажется дома. Имя героини и камин – это знаки начала домашнего очага. Эти два ряда связывают образы ямщика и часов, в которых есть переход, соединение печали и веселья, остановки и движения. В песнях ямщика слышится «разгулье удалое», и «сердечная тоска».
Известно, что первооткрывателем дорожной темы считается П.А.Вяземский, поэтому можно считать, что эти стихи – творческий диалог. У Вяземского пространственные образы более масштабные, они простираются до неба («саван неба, облака»). В «Дорожной думе» тоже два пространства: один – явный, действительный, другой – какой-то «мир безбрежный», «между бдения и сна». Звуковые образы те же, что в стихотворении А.С.Пушкина: звук колокольчика, крик ямщика (у Пушкина – песня).
У Пушкина пространственные образы помогают передать смену настроения, а у Вяземского всё спит («холодный труп земли», «роздых бытия», то есть отдых бытия), то есть у Вяземского картина природы более статична, а у Пушкина находится в движении.
В заключение хочется отметить, что главный пространственный образ – пространство земли, на которой идёт жизнь с её горестями и радостями.

Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector